[опубликовано 24 Декабря 2008]
Ибрагимов Мухаммаднаби
Для
нынешнего культурного возрождения Дагестана
огромное значение имеет историческое прошлое
горских народов, в том числе самый яркий период
в истории Северо-Кавказских народов - эпоха трех
имамов. Самой же слабоизученной в научном плане
составляющей этого периода видится
духовно-нравственный и образовательный фактор в
формировании исторических личностей этой эпохи.
В изучении данного вопроса не последнее место
должно быть отведено биографиям,
мировозренческо-педагогическим взглядам,
исторической роли ученых-алимов того времени, в
том числе и учителей имамов. До сегодняшнего дня
эти аспекты остаются нетронутыми в истории
педагогики Дагестана, научной дисциплины как раз
призванной все это изучить. Более того, до
настоящего времени в научной литературе они
обходились сознательно. Сам же период созревания
и проведения священной войны - газавата, а также
его последствия и влияние на общественное
развитие считались лишь отрицательными,
реакционными и очень вредными. Прогрессивная
роль эпохи трех имамов в
общественно-историческом развитии Дагестана, в
частности и Северного Кавказа, в целом, просто
игнорировалась.
Времена изменились и сегодня, слава Аллаху, есть
возможность по новому оценить этот период
истории, в том числе и с точки зрения
педагогической науки и других
общественно-гуманитарных наук. Но нет еще
достаточных работ, посвященных затронутой
тематике, в частности касательно великих
учителей того времени. Некоторые из
учителей-муалимов всех трех имамов и их
сподвижников получили более-менее обширное
освещение в той или иной литературе. Среди них
на первое место выдвигается шейх Мухаммад
Ярагский и, вслед за ним Джамалуддин
Кази-кумухский, Саид Араканский, Лачинилав из
Хариколо и другие. Порою это освещение не совсем
объективное и реалистическое. Роль одних
учителей иногда преувеличена, а других,
наоборот, уменьшена. Некоторые из них остались
вообще в тени.
В данной работе не ставится задача анализа
научной и публицистической литературы в этой
области. Цель статьи слишком скромна - еще раз
упомянуть имя одного из выдающихся
муалимов-мударисов того времени Хаджи-Мухаммада
Ирганайского, и тем самым в очередной раз
поговорить об одном из малоизученных алимов
прошлого. Хаджи-Мухаммад из Ирганая был учителем
имама Шамиля. Этот факт констатируется и в
произведениях прошлого и в работах нынешних
ученых-историков. Почти всегда Хаджи-Мухаммад
упоминается лишь как учитель имама Шамиля, но, к
сожалению, не говорится о том, что он был
учителем и других имамов. А между тем, в горах
об этом говорили. Хаджи-Мухаммад учил и
Гази-Мухаммада, и Гамзат-бека. Хаджи-Мухаммада
Ирганайского в народе знали как Мухаммад,
Мухаммад-кади, Мухаммада-хаджи, КIудияв-Дибир
(Большой Дибир, т.е. главный мулла) из Ирганая.
В отличие от иных учителей, которые
первоначально отреклись от своего ученика и
последователя Гази-Мухаммада, когда тот начал
распространять шариат и вести газават против
местных эксплуататоров и российских угнетателей,
Хаджи-Мухаммад, пожалуй, был одним из тех редких
муалимов и мударисов имамов, у которых не было
противоречий с ними. Как известно, Саид
Араканский, Давуд-Мухаммад из Гимры, Лачинилав
из Хариколо, шейх Мухаммад из Ярага, шейх
Джамалутдин из Казикумуха, и другие, в той или
иной степени выразили свое несогласие с тем, что
делал первый имам Дагестана Гази-Мухаммад или же
имели с ним и его сторонниками конфликты. В
результате таких конфликтов, например, был убит
Давуд-Мухаммад, а Саиду Араканскому пришлось
бежать к шамхалу. Хаджи-Мухаммад с первых дней
поддержал шариатские нормы, которые имам
Гази-Мухаммад начал внедрять в Койсубулинском
вольном обществе, а затем и в других местах
Дагестана. Не зря ирганайцы с первых дней были
сторонниками реформ первого имама и до конца
Кавказской войны остались опорой для всех трех
имамов. В этом немалая заслуга почтенного алима
Хаджи-Мухаммада.
Не случаен и тот факт, что местом своего
пребывания, после Гимров и Агач-калы, имам
Гази-Мухаммад избрал Ирганай. Здесь была его
последняя резиденция. Кстати, следует отметить,
что село Ирганай следует считать одной из столиц
имамата, а точнее третьей, т.к. все признаки
государственности, успешно воплощенные Шамилем
были заложены уже при имаме Гази-Му-хаммаде -
мудром и талантливом политическом и общественном
деятеле своего времени, и справедливее будет
считать имамат не только государством имама
Шамиля, но и двух предыдущих. Хаджи-Мухаммад
Ирганайский пользовался особой симпатией имама
Гази-Мухаммада и Шамиля. С ним они советовались
постоянно. В то время учитель имамов был кадием
селения Ирганай. Он принимал участие в боевых
действиях против русских завоевателей. Члены
семьи Хаджи-Мухаммада, как и он сам, всемерно
поддерживали имамов.
В соответствии с одним историческим документом
Мухаммад, сын Мухаммада-кади, т.е.
Хаджи-Мухаммада убит в 1248 году, т.е. в 1832-33
году (X.Геничутлинский. Историко-биографические
и исторические очерки. Махачкала, 1992).
Вероятнее всего Мухаммад погиб в Гимринском
ущелье 17 октября 1832 года вместе с имамом
Гази-Мухаммадом. К такому выводу нас
подталкивает тот факт, что после месяца
джумад-уль ахир 1248 года по хиджри, третьего
числа которого состоялось последнее сражение
первого имама (М.Тахир аль-Карахи. Блеск
дагестанских сабель в некоторых шамилевских
битвах. Махачкала, 1990. ч. 1) до окончания
всего 1248 года, т.е. до мая 1832 года серьезных
военных действий, в которых мог бы погибнуть
алим Мухаммад, сын известного алима
Хаджи-Мухаммада-кади Ирганайского не произошло.
В Ирганае помнят предание о том, что Шамиль,
оправившись от ран, полученных в Гимринском
ущелье 17 октября 1832 года, первым делом
отправился не к Мухаммаду Ярагскому,
находившемуся тогда в Койсубу-линском селении
Балаханы, а в Ирганай к Хаджи-Мухаммаду и там
он, будто бы находился около пяти месяцев. В
Балахани Шамиль действительно отправился (М-Т.
аль-Карахи. Там же) для выражения соболезнования
шейху Мухаммаду Ярагскому по поводу гибели его
зятя - первого имама Дагестана Гази-Мухаммада и
беременной вдове имама Хапизат. Вполне логично и
то, что Шамиль нанес такой же визит
соболезнования и своему учителю Хаджи-Мухаммаду
Ирганайскому по поводу гибели его сына
Мухаммада, своего боевого товарища. Было это, в
крайнем случае, визит в Балахани, в конце месяца
шаабан 1248 года, т.е. где-то в начале февраля
1833 года. В начале следующего месяца рамадан,
т.е. в том же феврале, как свидетельствует
Мухамад Тахир аль-Карахи, Шамиль отправился в
Гимры.
«Затем Шамиль возвратился к своей семье, то есть
в Унцукуль и постился там в течение месяца
рамадан. В ночь же праздника разговения он
возвратил¬ся к себе домой (в Гимры. – авт.)»
(Там же). Эти конкретные даты, приводимые
Мухаммад Тахиром аль-Карахи убеждают нас в том,
что в предании ирганайцев события, происшедшие в
разные сроки соединены во времени. Во время
посещения Хаджи-Мухаммада, Шамиль не мог
оставаться в Ирганае около пяти месяцев. А
затем, правда, Шамиль мог провести в Ирганае
какое-то время. Мухаммад-Тахир пишет: «Когда
Гази-Мухаммад пал мучеником за веру, ученые, а
также видные люди назначили на его место халифом
Гамзата. Он со своими товарищами вначале обошел
селения и города - давая наставления,
проповедуя, отдавая приказы и устанавливая
запреты. Когда, однако, он увидел, что это
большой пользы не дает, пошел в селение Ирганай,
убил тамошних мунапиков и сам осел там. С разных
сторон к Хамзату группами пришли люди, и затем
он вместе с Шамилем двинулся к унцукульцам».
(Там же).
Эти слова Мухаммад Тахира являются еще одним
аргументом, говорящим об Ирганае как о столице
имамата. Как видно, имам Гамзат-бек после
бесполезных попыток что-то делать осел в
Ирганае, последней резиденции имама
Гази-Мухаммада и только здесь к нему начали
стекаться люди. Опять-таки без влияния
авторитета Хаджи-Мухаммада здесь не обошлось.
Когда умер ирганайский кади шамилевских времен
не известно, но умер и похоронен он в родном
ауле. Потомки знают могилу алима, она находится
на старинном ирганайском кладбище.
Хаджи-Мухаммад был представителем прекрасной
династии ирганайских алимов и кадиев. Упоминание
об этой династии встречается в документе,
найденном среди бумаг Мухамад Тахира Карахского
и его сына Хайбулы (X. Геничутлинский. Указ.
соч. Приложение). Как очень дорогая реликвия
хранится в доме ирганайца Дибирова Абдула
старинный камень, на котором высечены имена тех
же алимов из родословной Хаджи-Мухаммада. Камень
этот снят со стены старинной ирганайской мечети
Абдулой, когда при известном режиме мечеть
сносили. В свое время камень был передан
Дибировым в школьный музей, а ныне, когда музей
прекратил свое существование, он, как и прежде,
хранит ценный экспонат у себя дома.
Этот камень хранит на себе арабскую надпись со
словами: «Эти ворота построил Иса, сын
Хаджи-Мухаммада аль-кади аль-Иргьани, сына
Мухаммада-кади, сына Давуда-кади, сына
Хаджи-Мухаммада-кади, сына Мухаммада-кади, сына
Муса-кади, сына Давуда, сына Хаджи-Мухаммада,
сына Хаджи-Мусы Ирганайского. Да просит их
Аллах! Год 1286» (1869-1870). Все перечисленные
на камне люди были алимами. Среди них были и
хаджии и кадии. Кроме названного здесь Исы, у
Хаджи-Мухаммада-дибира (кади) было еще два сына:
Мухаммад, погибший в газавате и Абдула, и оба
также были алимами. Представители семи поколений
подряд, включая и Абдулу, были кадиями
(дибирами) села Ирганай. Непререкаемый авторитет
данного древнего рода в Ирганае объясняется,
прежде всего, последним обстоятельством. Не
следует, наверное, говорить о том, каким
уважением и авторитетом среди горцев пользовался
всякий алим и хаджи, а кади тем более. А когда
весь род из поколения в поколение укреплялся
такими авторитетами, то Хаджи-Мухаммад, стоявший
где-то в конце этой цепи, почитался
односельчанами как святой.
Судьбы детей Хаджи-Мухаммада сложились
по-разному. Мухаммад, как то было уже сказано,
погиб еще в начале 30-х годов XIX в. Во время
Турецко-Русской войны 1877-1878 годов был
призван в русскую армию Иса. Он, узнав, что
Гази-Мухаммад, сын легендарного имама Шамиля
формирует войско против русских, перебежал на
сторону своего земляка, воевал вместе с ним и
героически погиб на Карсе. Абдула продолжил дело
предков, был дибиром (кадием) села Ирганай.
Абдула был женат дважды. Одной его женой была
Раханат, внучка известного шамилевского наиба
Мусы Балаханского. Ее отец - сын Мусы Хан
Мухаммад приходился, кстати, братом по матери и
детям еще одного наиба, двоюродного брата имама
Шамиля Бартиханил Ибрагима. От Раханат
Абдула-дибир имел дочь Патимат, которая, в свою
очередь, имела четырех детей, не оставивших
потомков. От другой жены Абдула имел сына
Мухам-мада, потомки которого и проживают ныне в
Ирганае. На Мухаммаде, к огромному сожалению,
прекрасная династия ирганайских кадиев
прекратила свое существование, в роду больше не
выросли алимы.
Продолжателями рода алима Хаджи-Мухаммада-дибира
аль-Иргьани являются потомки сына Мухаммада
Абдулы и дочери Батули. У Абдуллы Дибирова,
фамилия которого идет от слова «дибир» - бывшей
«родовой» должностью для его предков, и его жены
Заргалаевой Паридат три сына: Далгат - начальник
ФСБ в Цумадинском районе, Хаджи Мухаммад -
зоотехник в Ирганае, Асланбег и одна дочь: Шари.
У ныне покойной Батули и ее мужа Салманова
Абдулга-мида имеются: сын Салман-врач в Москве и
дочь Патимат-учительница в Ирганае.
Как видно, советская власть основательно
разрушила трехвековую династию и
переориентировала потомков алимов на иные
специальности, но в крови все же остались гены
предков. Ведь есть же в роду педагоги! Обидно,
когда среди потомков настолько прекрасной
династии не осталось ни одного алима. Эту
династию просто жалко не возродить. Было бы
прекрасно если об этом подумают дети Абдуллы и
Батули, которые еще и сами молоды и у которых
растут дети.
|