ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ
И ДУХОВНОПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ФОНД ИМЕНИ МАХМУДА ИЗ КАХАБРОСО 368947, Россия, Республика Дагестан, село Кахабросо. Tel.+79285304544, E-mail: dagistan@mail.ru |
МАХАЧ ДАХАДАЕВ
Очерки жизни и общественно-политической деятельности
Махач!
Школы, улицы, район, столица Республики Дагестан и многое другое
названо этим именем. В его честь дагестанцы называют своих сыновей
Махачем. Откуда такая популярность, чем заслужил М. Дахадаев такую
признательность, все дагестанскую любовь? На этот вопрос мы и
попытаемся ответить в этих очерках.
Так повелось в истории, что народы хранят в памяти имена и дела
своих подлинных вождей, героев, отдавших жизнь во имя свободы
трудового человека. Появление таких людей закономерно. Эпоха острых
социальных и общественных конфликтов, обновления и преобразований,
какой явились первые десятилетия
XX
века, рождали в России, в центре и на окраине, целую плеяду людей,
способных на подвиги во имя социального освобождения униженных и
оскорбленных, во имя равенства и свободы людей независимо от их
национальной принадлежности и вероисповедания.
Они не искали для себя ни богатства и власти, ни благополучия и
общественного признания. Они сознательно шли в общественную работу
еще в юношеские годы и многие из них погибли за народные идеалы
молодыми людьми. Их было немало и на дагестанской земле. Их имена
широко известны в нашей республике. Благодарные потомки берегут
память тех, которые добровольно взяли на себя нелегкий труд
защитников трудового человека. Жизнь и общественная деятельность
таких героев должна служить примером для подражания, особенно в наше
время, когда «в моде» человек с автоматом. Вот почему историки еще и
еще раз обращаются к жизни и деятельности общественных деятелей
начала
XX
века.
О Махаче Дахадаеве написано немало. Однако, хотя ни один из авторов
работ по истории тех бурных дней в Дагестане не мог пройти мимо его
роли в общественно-политической жизни, все же до сих пор не создана
серьезная научная работа о нем. Главная причина - споры и страсти
вокруг вопроса о партийной принадлежности Махача Дахадаева. Белое
или черное, красное или белое - такой подход очень сильно исказил
историческое прошлое народов Дагестана. По этой же причине в свое
время не был издан и предлагаемый читателю сборник.
Детство и годы учебы
Махач (Магомед-Али) Дахадаев родился 2 апреля 1882 г. в селении
Унцукуль Аварского округа. Отец его был кузнецом и рано умер, а мать
выдали замуж за другого. У Махача не было ни детства, ни отрочества,
как это понимали даже в те далекие годы. Он рано познал социальную
несправедливость. У мальчика с детства появились чувства неприязни к
богатым, сострадания к себе подобным - обездоленным и бедным.
Унцукульцы, по рассказам современников, осуждали отчима и мать
Махача, бросивших ребенка на произвол судьбы. Чтобы избавиться от
упреков и пользуясь своим знакомством с начальником Аварского
округа, отчим устроил Махача в Хунзахскую русскую одноклассную
школу.
Власти в лице окружного начальства были равнодушны к нищете жителей.
Один пример: в годы учебы Дахадаева в названной школе в округе
насчитывалось нищих, слепых, глухонемых, умалишенных, по
официальным, но далеко неполным данным, до 3 тыс. человек. Никакой
помощи от властей они, разумеется, не получали. По рассказам
старожилов, в школе учащимся давали по куску сахара в день. Махач,
рано познавший острую нужду, умудрился «сэкономить» небольшой
мешочек сахара и, уезжая по завершении учебы, раздал его нищим,
которых в то время немало собиралось на хунзахском базаре. Эту
привычку заботиться об обездоленных Махач сохранил на всю жизнь.
Впоследствии А. Тахо-Годи, другой прославленный сын Дагестана,
вспоминал: «Сидя у себя в кабинете, принимая по одиночке и группами
сотни ходоков из аулов, он был в курсе настроения, как никто. Дом
его был облеплен желающими видеть легендарного Махача».
Учился Махач хорошо. Успешно окончив Хунзахскую школу, по
рекомендации ее директора, он поступает на подготовительное
отделение Темир-Хан-Шуринского реального училища, где попадает в
совершенно новую обстановку. Бедность и богатство, родовитость и
бесправие здесь были обнажены до предела. В училище, за редким
исключением, учились дети князей, беков, офицеров и торговой
буржуазии. Они верховодили в училище, щеголяли друг перед другом
знатностью рода, богатством родителей, пренебрежительно относились
ко всем, кто был ниже по происхождению. Именно в этой обстановке
Махач до конца осознал пропасть, разделявшую богатство и бедность,
родовитость и не родовитость, начал формироваться как будущий
общественно-политический деятель.
И здесь Махач учится хорошо. Проявляет большой интерес к технике,
изобретательству, черчению и рисованию. На конкурс ученических работ
он представил оригинальную конструкцию паровоза и занял на нем
призовое место. Еще один пример. Темир-Хан-Шуринское реальное
училище приняло участие в конкурсе ученических рисунков, объявленном
Академией художеств России: из 200 работ, рассмотренных специальной
комиссией, лишь три заслужили грамот Академии, в их числе и работа
Махача.
Эти и другие факты «училищной» жизни одаренного юноши
свидетельствуют о том, что к выбору своей будущей профессии инженера
М. Дахадаев шел сознательно и по призванию. Поэтому не случайно, что
в 1УОО г., успешно окончив реальное училище, он, выдержав конкурсные
экзамены, поступает в Петербургский институт путей сообщения
императора Александра 1, где в то время учились некоторые его
земляки,
h
том числе и Магомед-Мирза Хизроев - впоследствии один из видных
общественно-политических деятелей Дагестана. Вскоре выходцы из
Дагестана создали здесь землячество. Другой видный общественный
деятель Дагестана С.И. Габиев вспоминал о студенческих собраниях
землячества в Петербурге, на которых активное участие принимал и
Махач Дахадаев.
Петербург - столица Российской империи, крупнейший политический,
экономический и культурный центр мира - производит на Махача (18
лет) огромное впечатление. Пребывание его в столице совпало с
периодом поднимающегося революционного движения в стране,
формирования различных общественно-политических движений и партий,
противостояния между самодержавной властью и революционными
организациями. Антиправительственная пропаганда приняла огромный
размах. Ее возглавляли такие крупнейшие партии левого направления,
как эсеры (социал-революционеры) и социал-демократы (РСДРП).
Радикальные элементы этих партий допускали использование крайних
средств в борьбе против существующего режима.
Все это наложило отпечаток на политическое мышление студенческой
молодежи Петербурга, в том числе Махача Дахадаева. Как
свидетельствует С.И. Габиев, эти вопросы обсуждались и на
студенческих собраниях дагестанцев - студентов 11етербурга. В ходе
дискуссий выявились различные подходы к развивающимся в столице
политическим событиям и положению в Дагестане.
Представляется верным предположение о том, что на формирование
политических взглядов М. Дахадаева определенное влияние оказали его
старший земляк М.-М. Хизроев и друг Магомед-Мирзы С.Д. Марков (его
именем названа одна из улиц Махачкалы), который руководил
социал-демократическим кружком студентов в Институте путей
сообщения. Ведь не случайно, спасаясь от петербургской жандармерии,
С.Д. Марков в 1903 г. уехал в Дагестан, строил аваро-кахетинскую
дорогу. Очевидно, скрываться от полиции на время в одном из глухих
уголков империи ему посоветовали М.-М. Хизроев и М. Дахадаев, с
которыми он учился и дружил.
В Петербурге, где у Махача появились огромные возможности для
усовершенствования своего образования - и политического и
профессионального - обнаруживается стремление к глубокому изучению
математики, архитектуры, механики, железных дорог, мостостроения и
др.
С жадностью молодой горец ищет ответы на общественные запросы, с
которыми он сталкивался еще в Дагестане, изучает общественные науки
и философию. Марксистская литература имела в то время большое
распространение среди студенческой молодежи. Именно в ней он находит
ответы на свои вопросы. В итоге Махач получил возможность
приобщиться к европейской культуре и научной мысли, к достижениям
современной цивилизации.
Забегая вперед, скажем, что Махач, несмотря на тяжелую болезнь (он
страдал малярией в тяжелой форме), условия северного климата
жестокие материальные лишения (ведь он не получал из дома никаких
средств), перерыв в учебе из-за полицейских преследований, окончил.
Институт путей сообщения в числе лучших студентов, с блестящими
знаниями. |