История поселения
Старый Ашильта
Ашильта и Ахульго
Ахульго и место приготовления пороха
Ученый Багадур Малачиханов
Рубо у своей панорамы "Ахульго"
с. Ашильта, башня для просмотра Ахульго
6 - 6
<
>
Ашильта
(авар. ГIашилтIа) — село в Унцукульском районе Дагестана
Образует сельское поселение «село Ашильта».
Село расположено на правом берегу реки Андийское Койсу
КООРДИНАТЫ 42°45′ с. ш.46°44′ в. д. ИНДЕКС 368947
У аула славная и древняя история. Ашильта расположен на правом берегу реки Андийское Койсу у подножья Бетлинских гор, на красивом покатистом горном склоне, висящим как зонт над знаменитой горой Ахульго. Недалеко от аула, с северной стороны, две реки Андийское Койсу и Аварское Койсу сливаются между собой чуть ниже аула Гимры и образуют знаменитую реку Сулак. Именно здесь Сулак, прорезая себе дорогу между Салатавским хребтом и Гимринскими горами, образует знаменитый, самый глубокий в мире Сулакский каньон (1800 м.). Высокие перепады позволили дагестанцам построить здесь целый каскад гидроэлектростанций (Чиркей-Гэс). Перед аулом течет река Ашильтинка, образующая на своем пути чудесный по красоте водопад (Чвахъдеро — на авар, языке). Далее река протекает под знаменитой Сурхаевой башней (Щулалъул roxl), потом, сгибаясь как змея, проходит между Старым Ахульго и Новым Ахульго, и впадает в реку Андийское Койсу.
Я с друзьями десятки раз бывал на этом месте, любовался красотой этого узкого горного ущелья с трагической историей — здесь погибли тысячи мюридов Шамиля, женщины и дети, русские солдаты и офицеры. Здесь каждый камень, каждая песчинка земли, каждый выступ и вершины скал обильно политы кровью и потом тех, кто защищал свободу и независимость родной земли, и тех, кто по воле царя пришел сюда с оружием. Надо видеть эти израненные скалы камни. Они — немые свидетели жарких боев, рек крови и слез.
По данным историков и археологов аулу Ашильта менее 1500 лет. Подтверждением этому являются «найденные в ауле и вокруг него предметы быта, культуры относящиеся к куро-аракской культуре эпохи ранней бронзы. Основу деятельности древних жителей этих мест составляли скотоводство и земледелие, в том числе и садоводство. Обнаруженные здесь остатки керамики, изделия из бронзы, дерева, каменные групповые могильники дохристианского периода подтверждают, что люди на этом месте появились очень давно. По письменным и археологическим источникам, по рассказам, передающимся из поколения в поколение, известно, что у ашильтинцев было развито язычество. Поклонение солнцу, луне, огню, женской красоте, камню, дереву, воде у древних ашильтинцев, как у других дагестанцев, подтверждается многочисленными научными доказательствами, находят они свое отражение и сегодня, в традиционных обрядах, адатах, языке, культуре и быте ашильтинцев.
«Ашильтинцы, как многие древние аварцы, поклонялись небу, небесным светилам, атмосферным явлениям. Если умер человек и в этот день идет мелкий дождь и на небе радуга — значит покойник попадет в рай.
В селении Ашильта существует представление о том, что вечером, когда скот возвращается с пастбища домой, на осле, идущем впереди стада, сидит “домовой” , который не виден для окружающих. Человек, который хочет завладеть шапкой-невидимкой, должен стащить с домового шапку и бежать к мечети или в помещение для ритуального омовения.
Если домовой догонит, он отбирает шапку и бьет пятерней по заду, отпечаток от которой не скроешь никакой одеждой, материя на этом месте будет постоянно рваться. Существовали и средства, призванные уберечь человека от визитов слишком назойливого домового. Для того чтобы он не наваливался, рекомендовалось спать на боку и не в одиночку. Оберегами от домового являлась молитва, прочитанная перед сном, а также положенные под подушку Коран, кинжал, ножницы».
Предки ашильтинцев, по трудолюбию и умению выживать в трудных условиях, не уступали никому. Они были первоклассными мастерами по возведению и обработке террасных полей и садов, добились высокой для того времени культуры земледелия, организации ремесленных промыслов. Найденные здесь археологами и местными жителями произведения гончаров, масте- ров-ювелиров отличаются многообразием форм, тщательной отделкой и высоким качеством обжига, а браслеты, кольца и серьги — высоким художественным исполнением, легкостью и изяществом, характерным для многих народов Дагестана в те далекие времена.
О древнем происхождении аула Ашильта свидетельствуют и следующие факты. На местности «Алиханил гох1» — «Вершина Алихана», или «Гора Алихана» — были найдены местными жителями многочисленные захоронения дохристианского и доисламского периодов. Групповые могильники, каменные ящики, захоронения в стоячем положении, многочисленные предметы быта, женские украшения, оружие, посуда, остатки одежды — свидетельствуют о том, что здесь была очень удобная для жизни, обильная дичью, растительностью территория, что рядом могла проходить дорога, по которой перемещались древние народы и племена, которые несли и свою культуру. Многочисленные местные предания, которые мы услышали от местных старожилов, тоже подтверждают, что аул находился на важном торговом и культурном пути. Через Ашильта шла дорога, которая соединяла многие аулы Нагорного и Среднего Дагестана с равниной, с Закавказьем, Передней Азией, Ближним Востоком. Древний аул Чиркей, 1000-летие которого отмечалось в 2000 г., имеет прямое наследственное отношение к аулу Ашильта, предкам сегодняшних ашильтинцев. Дело в том, что среди шести первооснователей селения Чиркей «были два брата Исхакиль Магома и Яхья из Ашильта». Это говорит о том, что аул Ашильта не только старше Чиркея, но и о том, что каждый четвертый чиркеевец имеет кровных предков среди ашильтинцев, а сегодня ашильтинцы имеют в лице многочисленных благородных и мужественных чиркеевцев своих родных братьев и сестер. Наверное не зря во времена Кавказской войны чиркеевцы были среди самых близких и преданных имаму Шамилю горцев. Шамиль, отмечая мужество, верность чиркеевцев, часто подчеркивал, что среди чиркеевцев было немало родственников его предков и соплеменников.
Местные предания гласят, что аул Ашильта возник из слияния нескольких хуторов, разбросанных по лесам на покатистом горном плато над рекой Андийское Койсу. Кто сегодня прибывает в аул со стороны районного центра Унцукуль, тот зрительно, воочию может представить себе красоту и удобство этой местности.
Ашильтинцы очень трудолюбивы, здесь не заметишь ни одного свободного клочка земли, не используемого для сада или огорода. Место, где сегодня находится аул, ранее было покрыто лесом с богатой дичью. Это подтверждает сохранившиеся до сегодняшнего дня названия местности: Верхний лес, Ясеневый лес, Средний лес и т.д.
О происхождении села местные краеведы, старожилы, историки рассказывают и другие версии. Я слышал их от прекрасных людей, патриотов края, педагогов, краеведов Батулил Магомеда, Магомедова Халида, Ахмедова Магомеда, Расулова Ахмеда и других. По одной версии, «когда-то на месте селения Ашильта поселилась удивительно красивая, очаровательная девушка по имени Айшат. Она вынуждена была уйти из своего аула из-за того, что ее возлюбленный не вернулся из военного похода, как говорили древние, “с щитом” или “на щите”. Она так сильно любила его, что решила никогда не выходить замуж за другого. Так она ушла из своего аула и поселилась здесь на красивой поляне около речки. Здесь она очистила лес, засеяла поле, устроила огород т.е. “тала”, построила домик, завела домашнюю птицу, скот и жила своей жизнью. Она была не только красивой, но и очень трудолюбивой девушкой, и слава о ней разнеслась по всему Нагорному Дагестану. Рядом с ее хутором проходила дорога, связывающая между собой племена жившие на территории нынешнего Унцукульского, Гумбетовского, Ботлихского, Цумадинского, Казбековского, Хунзахского, Шамильского и других районов. Хутор, местность где она жила, постепенно стали называть “Айшал-тала”, что в переводе означает “Хутор Айшат”. Так постепенно появилось название Ашильта. По второй версии — Айшат, кроме того, что выращивала на своем поле хлеб, занималась и заготовкой дубильных пород коры, листьев, которые она привозила мастерам в аул Унцукуль. Мастера шили ей и другим кожаную обувь, одежду и изготовляли конскую упряжь. Когда она приходила в Унцукуль со своими заготовками, то складывала ее отдельно от других. Мастер унцукулец говорил, этот материал, эти листья и кора (по-аварски — т1амах, т1а) принадлежат Айше (Айшал-т1а). Вот так и произошло название аула Ашильта».
Есть и еще версии аналогичного содержания, где говорится о том, что название аула произошло от имени человека Ашер или Ашил. Какая из этих версий самая достоверная сказать трудно, так как история аула Ашильта еще очень мало изучена, нет комплексных археологических исследований, не изучены до конца эпиграфические памятники, письменные источники, народный фольклор, сказания, генеалогические «пласты» отважных ашильтинцев и их соседей. Современным исследователям предстоит изучить, выявить очень многое, в том числе найти утерянные записи о кровопролитных сражениях на Ахульго, написанные участниками битв и очевидцами из аула Ашильта.
Сегодня бесспорно одно, что испокон веков здесь жили очень мужественные, отважные люди, презирающие трусость, предательство. У них на первом месте всегда были такие качества как смелость, отвага, стойкость, терпеливость и выносливость. Многочисленные подтверждения этим качествам мы находим в древних преданиях, письменных источниках.
В период Кавказской войны царские генералы аул Ашильта называли самым воинственным в Койсубулинском обществе. Ашильтинцам неведомы были страх, измена и трусость, они без малейшего колебания выступали на борьбу против врагов, как мужчины, так и женщины, старики и дети. Ашильтинцы всегда говорили, что кто бы то ни был — мужчина, женщина, старик или ребенок — все должны защищать свою честь, честь аула, рода, родины, Дагестана до последнего вздоха. Они всегда смело шли в бой даже с заведомо превосходящими силами противника, предпочитая достойно биться, чем отступить, покориться или поклониться.
В период национально-освободительной борьбы горцев под руководством Шамиля из этого аула ни один человек не предал Шамиля, не перешел на сторону врага, ни словом, ни делом не изменил своей земле, родине, своим самобытным гордым адатам и законам. Когда с 1840 по 1859 гг. столица Шамиля была в Чечне, ашильтинцы остались верными и преданными Шамилю, а те, которые попадали в плен и были сосланы в Сибирь, или умирали там, не покорившись, или убегали, предпочитая смерть плену.
Мужество, отвага, презрение к смерти, неиссякаемая любовь к родине, к своей земле — вот самые характерные черты ашильтинцев, их генетическая сущность. На камнях в стенах домов, на могильных камнях на старинном кладбище часто можно прочитать такие надписи: «Не ищите справедливости у угнетателя или предателя», «Кто не защищает свою честь, тот погибает», «Предпочтите огонь — позору, смерть — унижению», «Рай находится под тенью сабель», «Герой живет вечно, трус — вообще не живет», «Кто думает о последствиях, тот не мужчина»,«Человек должен быть свободным — каким бы страданиям не подвергался», на другом: «Умереть за свободу земли родной — честь» и т.д.
Не все в Дагестане, даже в самом ауле знают, что ашильтинцы героически сражались против полчищ
Хромого Тимура, Надир-шаха, принимали самое активное участие в боевых походах аварских ханов, в том
числе и под руководством знаменитого Умахана. Родом из Ашильта был знаменитый полководец 18 в. Гази Ашильтинский.
Он неоднократно возглавлял объединения боевых отрядов дагестанских ханов, беков, кадиев разных округов против внешних врагов Дагестана и одерживал победы.В горах часто можно слышать о подвигах этого знаменитого храбреца, о его полководческом таланте. О нем слагали песни, стихи.
МОЖНО УБИТЬ, НЕЛЬЗЯ ПОКОРИТЬ
В горах Дагестана говорят, что ашильтинцев можно убить, подвергнуть самым страшным испытаниям, но нельзя покорить. Они сами говорят, нас легче убить, чем покорить силой. Это относится не только мужчинам, но и к женщинам, мужеством, стойкостью и терпением которых восхищался сам имам Шамиль. Свидетельством этому являются предания, песни, воспоминания о героизме и мужестве ашильтинцев.
В ходе Аварской экспедиции, 9 июня 1837 г., генерал Фезе начал штурм аула, в котором было около пятисот хозяйств. Аул обороняли немногочисленные воины под руководством знаменитого Алибека Хири- ясулава из Хунзаха. Произошла битва, показавшая небывалый героизм горцев.
Непосредственный участник этого сражения, царский офицер Я.Костенецкий писал: «Часа три продолжалась эта упорная борьба в садах, пока достигли мы деревни, текущего перед ней ручья. Тут должен был начаться отчаянный бой. Горцы плотно засели в деревне, которая грозными стенами саклей над ними возвышалась и казалась неприступной и которой овладеть без артиллерии почти было невозможно...».
После артиллерийского обстрела, окружив аул плотным кольцом, Фезе начал штурм. «Тогда-то сражение приняло совсем другой вид, — продолжает Кос- тенецкий, — тогда началась ужаснейшая битва в саклях, битва на штыках и кинжалах, рукопашная битва. Прислоненные к стенам сакли, плотно одна над другой возвышающихся с соединенные внутри между собой проломанными проходами, представляли собой как бы одну огромную, мрачную пещеру, разделенную на бесчисленные конурки, как бы бесконечные лабиринты темных и узких проходов, наполненных отчаянными горцами, которые, будучи окружены нами и не имея возможности уйти, решились умереть с оружием в руках. Европейское устройство войска, дававшее нам до сих пор наше преимущество над необразованными горцами, не могло уже существовать в этом вертепе: все рассыпались и смешались, и одно мужество и сила, кинжал и штык решали дело, с глазу на глаз, грудь с грудью дрались, кололись, рубились — и счастлив был или сильнейший, или храбрейший, или хранимый богом. Дрались на плоских крышах, дрались в тесных улицах и темных саклях: кто с оружием, кто камнями, кто просто в охапку. Отчаянные горцы кучами и поодиночке бросались из саклей в толпы наши и падали под штыком. Но самая ужасная для нас драка была в саклях — в этих узких и темных подземельях. К двум часам по полудни Ашильта была взята, но в черных саклях драка продолжалась до вечера».
Старожилы аула Ашильта передавали рассказы своих предков, что это была невиданная по своей жестокости битва. Наступающим не было конца, на одного горца одновременно шли десять, пятнадцать, а то и сто царских солдат. Отбиваясь целыми семьями: муж, жена, дети, стоя плечом к плечу, заменяя того, кто упал сраженный. Иногда погибала вся семья и оставалась одна мать, и продолжала отбиваться от наседавших врагов, искусно владея кинжалом, а то и двумя сразу. Одна ашильтинка по имени Айшат вместе с мужем и братом сразили более двадцати солдат и офицеров, защищая свой дом. Когда погибли мужчины, Айшат продолжала драться с кинжалами в обеих руках, пока не была заколота штыками.
Говоря о трагической судьбе Ашильты, еще раз хочу привести воспоминания Я.Костенецкого: «Ночью картина была чудесная. Везде была глубокая тишина, среди которой однообразный шум бурного Койсу слышался как бы отдаленный отголосок горской весны, да изредка как глухой выстрел нашего часового или брошенная граната на минуту пробуждали уснувшее эхо. Зажженная нами Ашильта пылала. Зарево длинными полосами блуждало по ущелью на противоположной стороне отражало разнообразные исполинские силуэты окрестных скал, как великаны подымающихся из бездны. И среди непроницаемой темноты вдруг являлись, как бы в волшебном фонаре, то белеющаяся между зеленых садов палатка, то где на вершине группа спящих наших стрелков, то сверкающий пламенем водопад, как огненная струйка, с неба катящаяся в бездну...».
Г.-А.Даниялов пишет в своей книге «Имам Шамиль» о битве в Ашильта 9 октября 1837 г.: «Шамиль возвратился в Ашильту, и можно представить, какие чувства владели им, когда он смотрел на безлюдную сцену: от когда-то цветущего аула остались одни черные руины, не уцелело ни одного дома из пятисот, не было теперь даже и мечети, где он был возведен в имамы всего три года назад. И вот здесь нет ни человека, улетели все птицы... и плодородное место превратилось в пустыню. Кусты виноградника были вырваны, деревья срублены, кукурузные поля вытоптаны, каналы перекрыты! Нет ничего удивительного в том, что душа его превратилась в камень и его охватила жажда мести. Это страшное разорение аула было совершено для предотвращения попыток бунта в будущем, а не в качестве наказания за что-то, уже произошедшее. Ашильта с ее прекрасными огородами и виноградниками была опустошена несомненно для того, чтобы уничтожить влияние Шамиля. Но они, эти кровожадные люди, не знающие пощады, разрушившие священное здание бога, уничтожившие урожаи на полях, еще увидят, что не все кончено! И суровый имам повернул в Ахульго, где, наученный опытом, начал со всей своей энергией готовить убежище для своих жен и детей, золота и серебра, которые он изъял у русских, это место должно быть безопасным и для него самого, когда над горами вновь сгустятся тучи».
Каким надо обладать мужеством, терпением, выносливостью, любовью к своей бедной, высушенной солнцем скалистой и каменистой земле, какое стрем ление к свободе и независимости надо иметь, что(: после страшной трагедии июня 1837 г., устроенной палачом Фезе, снова найти силы, мобилизовать дух, тело, идти на верную смерть, снова готовиться к битве теперь уже на Ахульго!
Наши предки говорили: «Ашильтинцы — не умирают, они превращаются в скалы и камни, которые никогда не покоряются, не подчиняются чужой воле Смотря иногда в их лица, я вижу похожие на них вы< тупы и камни вокруг и на горе Ахульго. Действительно, нет предела твердости их духа, выносливости и мужеству, преданности их родной земле.
Если к началу 1837 г. в Ашильте было пятьсот дворов и в них проживало около двух тысяч человек, то после падения Ахульго в 1839 г., в Ашильте, точнее, в руинах на месте аула, наблюдали одинокий дым от очага. Так говорят старожилы...
Среди отважных горцев, погибших на Ахульго были известные ашильтинцы Малачи — сын Амирхана, его сыновья — Сурхай, Магомед, Гази; Большой Магомед, Амедхаджияв, Нухав, Дарашилав и его отец Магомед, Урдаш и другие, о ком мы не знаем. Среди выживших в огне битвы и продолжавших бороться до конца Кавказской войны были известные своим мужеством и стойкостью Киримухамали, четырнадцатилетний Курбанали, ставший потом крупным ученым и кадием, сын Хацари — Магомед, Мурадбег, Мусаласул, Якуб, Муса, Иса, Гитинав и многие, многие другие. О каждом из них, об их подвигах можно долго рассказывать.
Говоря о мужественных мужчинах — борцах за свободу, нельзя не вспомнить еще раз героических горянок. Легенды, рассказы и воспоминания старожилов, старинные песни, назму сохранили множество примеров героизма, проявленных горянками в сражении при Ахульго. Женщины своим мужеством иногда подавали пример мужчинам. Когда погибал муж, поется в песнях, супруга надевала его боевой пояс и брала в руки его кинжал; погибшего брата заменяла сестра, приняв его оружие. Мать не успевала оплакать сына — надо было помогать сражающимся.
В воспоминаниях Я.Костенецкого, который, как мы знаем, участвовал в штурме Ашильты в июне 1837 г. и который не питал особых симпатий к горцам, говорится о героизме и мужестве защитников аула. А отвага ашильтинок его особенно поразила: «...Я сражался в садах, вон, которые там, над пропастью. Вы знаете, чего нам стоило овладеть каждой террасой, и когда мы поднялись уже почти до середины, вдруг в стороне, между густым виноградником мелькнула какая-то странная фигура. Я бросился туда — и чего же вижу! Молоденькая, прелестной наружности девушка, с разметанными волосами и изорванным платьем, с потупившимся взором, как безумная стояла и держала на плечах своих окровавленный труп юноши. Едва увидела меня, как, опустив на землю труп, она выхватила кинжал и стала в своем грозном положении. Несмотря на окаменение сердца в сражении, я почувствовал сильное сострадание к несчастной. Вероятно, это был труп ее брата или жениха, которого она прибежала искать среди ужасов битвы... — Я не убью тебя, сказал я ей по-татарски, — и не трону твоего трупа. Но если ты сделаешь шаг отсюда, тебя убьют другие. Спрячься здесь. — И так, как мне некогда было разговаривать с нею, то я оставил ее и полез в драку, мы поднялись еще выше. Дело на минуту сделалось несколько холоднее. Я посмотрел вниз и увидел, что несколько солдат напали на девушку, вышедшую из виноградников на чистое место. Она придерживала одно рукой труп, другой с остервенением защищалась, но один солдат схватил ее сзади и повалил на землю, а другой вырвал труп и отбросил дальше. Труп быстро покатился вниз, девушка вскакивает и бежит за ним. Труп все ниже и ниже, она ловит его руками, но тщетно... вот на краю пропасти, вот он полетел в бездну, и несчастная туда же за ним бросилась... Она схватила его в воздухе и навеки скрылась с ним на дне пропасти».
Как стойко держались женщины на Ахульго с первых до последних дней сражения! На их долю выпала самая горькая чаша страданий, лишений, утрат. Неописуемое горе и унижение испытывали те из них, которые оказались в плену, много погибло их в царских тюрьмах, в снегах Сибири.
Разве можно не восхищаться подвигом такой женщины, как Хава, которая с первых дней отважно воевала рядом с мужем и сыном, потом заменила погибшего в бою мужа и погибла, грудью заслонив сына от вражеских штыков. Сын ее — четырнадцатилетний Курбанали — вырвался из Ахульго вместе с имамом Шамилем. Мальчик был очень талантлив, и не зря имам потом поручил ему описать эту страшную битву. К сожалению, судьба рукописи Курбанали до сих пор неизвестна. Каждый раз, проходя по узким улочкам аула, бывая в садах и полях вокруг него, я мысленно старался представить картину боев, описанную многими очевидцами, в том числе Яном Костенецким — воевавшим здесь польским офицером. Вот речка Ашильтинка,текущая перед аулом, за ней на правой стороне аккуратно возделываемые и сегодня ашильтинцами сады и поля, часть из них уже застроена домами. Аул растет и ширится с каждым днем, создаются новые сады, террасы, по левой стороне реки, бывшие поля стали частью села. На месте мечети, сожженной в 1837 г., теперь снова стоит мечеть.
После окончания Кавказской войны, благодаря денежной помощи Шамиля, в 1869-1871 гг. мечеть была восстановлена.
Я долго стоял у обрыва, где река Ашильтинка падает в пропасть глубиной свыше 100 м и мысленно представил картину, описанную Я.Костенецким, когда молодая красавица, спасая своего погибшего возлюбленного или брата, бросилась за ним в пропасть. Я задавал себе вопрос, а сколько еще красивых и храбрых, добрых и благородных, мужественных и талантливых людей поглотила эта пропасть? Это знают, наверное, только молчаливые скалы и горы.
Сегодня Ашильта — один из крупных аулов Унцукульского района, где свыше 600 хозяйств с численностью населения около 2000 человек. В 1928 г. в ауле была открыта начальная школа, с 1940 г. — семилетняя школа, в 1958 г. — восьмилетняя школа, а с 1968 г. функционирует средняя школа. Первая автомобильная дорога в Ашильта была открыта в 1960-1961 гг., а в 1967 г. провели электричество. В годы гражданской войны и коллективизации свыше 200 ашильтинцев погибли, как «враги советской власти», «кулаки» в Сибири и тюрьмах. Большинство репрессированных не вернулись домой. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. свыше 70 ашильтинцев мужественно сражались против фашистов, домой вернулись после войны 33 человека.
Ашильта — родина трудолюбивых садоводов и строителей, земледельцев и скотоводов, талантливых педагогов и врачей, ученых и военных, искусных мастеров и мастериц. Родом из Ашильта был известный ученый-арабист Курбанали, который еще 13-летним мальчиком участвовал в сражении на Ахульго, труды которого ищут современные исследователи. Также из Ашильта был известный инженер-энергетик, писатель и драматург Багадур Малачиханов, который переводил многие сочинения дагестанских авторов с арабского, с аджама на русский язык.Долгие годы огромную работу по сохранеию Ахульго как культурно-исторического наследия проводил Заслуженный учитель Дагестана, краевед из с.Ашильта Магомедов Магомед Омарович(15.11.1938-04.95.2015гг.)В течении десятки лет он лично встречал каждого посетителя на Ахульго,знал наизусть всю героическую историю наших предков и с восхищением рассказывал об Ахульго всем гостям.
Ашильта заслуживает того, чтобы о нем слагали стихи и песни, писали поэмы, рассказы. Начатое им полезное и нужное дело по сохранению Ахульго как культурно-исторического наследия проводит сегодня в с.Ашильта организатор школы Магомедшапиев Магомед. Он даже создал в школе музей Ахульго. Все народы Дагестана, соседних республик, краев и областей любят и уважают ашильтинцев за гостеприимство и трудолюбие, порядочность, верность данному слову и долгу. Тот, кто хоть один раз побывал в Ашильта, увидел здешнее гостеприимство и благородство на деле, обязательно посетит этот аул еще раз. Как и мемориальный комплекс «Ахульго», в создании которого самая большая заслуга принадлежит жителям аула Ашильта. Сколько сделано ими, их трудолюбием и упорством за последние 20 лет на Ахульго — столько не было сделано за 160 лет после окончания Кавказской войны. Их предки кровью писали историю своего аула, сегодняшние потомки продолжают ее писать мирным и добрым созидательным трудом.
..И наконец.Ашильта –это родина Баху-Меседо, матери имама Шамиля. С1836по 1838 годы имам Шамиль жил в с.Ашильта. Здесь, в центре села, был дом его матери, которую он расширил и превратил в свою резиденцию.
Ашильта в этот период стала столицей Имамата.
В 1836 году, в словесном диалоге с ученым муллой Али Кульзебским имам Шамиль говорил: «Знай, что я имам, подобный турецкому султану,
а это селение Ашильта для нас-Стамбул».
История рода Малачихановых из с.Ашильта
Род Малачихановых один из наиболее известных родов в истории не только Унцукульского района,но и всего аварского народа. Его представители
принимали самое активное участие в национально- освободительной войне против царской России. В частности, в 1839 году весь род Малачихановых был в числе активных защитников крепости Ахульго. После завоевания Дагестана представители рода Малачихановых верой и правдой служили новому отечеству. Вкратце история рода Малачихановых такова.
Нуричул Мухамад (Мухамад сын Нуричу) из Ашильта, активный участник освободительной войны, имел трех сыновей: Нуричу, Гасана и Гамзата (Малачихановых). Дед Нуричул Мухамада Малачи был известным мюридом имама Шамиля. Однажды, увидев его боевое мастерство и бесстрашие при обороне Ахульго, имам сказал: «Ты, оказывается, не Малачи, а Малачи-хан!» Вот откуда происходит фамилия Малачихановых.
Двенадцатилетний младший брат Нуричул Мухамада во время сражения за Ахульго был взят в заложники русскими.
Его имя также было Мухамад. Горский мальчик понравился одному офицеру, который взял его на воспитание. Он дал ему имя Николай, а также свое отчество и фамилию. Так аварский мальчик Мухамад из Ашильта стал Парамоновым Николаем Ивановичем. Под этим именем молодой горец окончил военное училище и получил чин офицера.
После, уже став взрослым, он, написав заявление, вернул себе настоящие имя и фамилию: Мухамад Малачихан. Служил в Колывановском пехотном полку. Его несколько раз собирались направить на Кавказский фронт, но он категорически отказался воевать против своих соотечественников.
Мухамад Малачихан принимал участие в Крымской войне, в Польском походе русских войск. За добросовестную службу он был удостоен высоких боевых наград. О нем упоминают в своих мемуарах военные приставы при имаме Шамиле Пржецлавский и А. Руновский.
К моменту пленения имама Шамиля Мухамад Малачихан имел чин штабс-капитана. Вместе с Мирза-Али Казимбегом он был среди тех, кто встречал
прибывшего из Петербурга в Калугу имама Шамиля. На встречу с имамом Мухамад прибыл в цивильной одежде, так как стеснялся предстать перед ним в русской военной форме.
Мухамад Малачихан был женат на русской женщине, но у них не было детей. По его просьбе к нему на воспитание был прислан девятилетний Нуричу, сын старшего брата. До 16 лет Нуричу находился рядом с дядей. Русскому языку мальчика обучала жена дяди, а с Кораном его познакомил сын Шамиля Газимухамад. После того, как Нуричу завершил изучение священной книги, свой Коран ему подарил имам Шамиль.
Своего племянника Мухамад Малачихан готовил к военной службе, но юноша не был склонен связывать свою судьбу с армией. Соскучившись по дому, Нуричу в возрасте 16 лет вернулся в Дагестан.
Вместо прибывшего домой старшего сына к своему брату на воспитание Нуричул Мухамад направил другого сына - Гасана, который оправдал надежды своего дяди, сделав блестящую военную карьеру и дослужившись до чина полковника.
Третий сын Нуричул Мухамада Гамзат в составе Дагестанского конного полка принимал участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Сражался под Карсом и Эрзурумом. С войны Гамзат вернулся в чине офицера.
В дальнейшем служил на разных должностях в местных администрациях.
В частности, он был наибом Койсубулинского участка Аварского округа,
в 80-х годах работал переводчиком управления Аварского округа в Хунзахе. Где бы ни служил Гамзат, о нем отзывались как о честном и порядочном человеке.
В семье Гамзата помимо Багадура было еще двое сыновей: старший Шайхулислам и младший Саладин. Будучи сам человеком грамотным, неплохо знающим русский язык, Гамзат стремился дать своим детям не только религиозное, но и доступное по тем временам светское образование. Тот факт, что их первым учителем и наставником был дедушка Курбанали, говорит о том, что они получили хорошее образование и воспитание.
Старший сын Шейхулислам родился приблизительно в 1880 году.
Он работал на различных должностях в канцеляриях начальников Гунибского, Андийского и Аварского округов. Говорили, что у него был очень красивый почерк. Это был высокого роста, статный, красивый мужчина. Шайхулислам был женат на Шуайнат, дочери царского офицера, гимринца Исаева Имамшапи. Она родила ему двух дочерей - Ханзадай и Патимат. Во время работы в Андийском округе Шайхулислам женился на женщине из селения Эчеда. У них даже был сын по имени Абид, который умер в младенчестве.
Во время работы в Хунзахе он также был женат на красивой женщине, цалкитинке Патимат. От нее у него детей не было.
Во время революции и гражданской войны Шайхулислам был на стороне тех, кто боролся против Советской власти. Он известен как один из организаторов и участников полного разгрома отряда Кремлевских курсантов близ аула Ашильта. Шайхулислам умер в 1935 году от туберкулеза, который он получил в тюрьме. Похоронен в родном ауле на семейном кладбище.
Третий сын Гамзата Саладин родился в 1885 году. Это был красивый, стройный юноша. По этому поводу в Ашильта есть такое предание.
Некая женщина послала свою дочь в мечеть, чтобы мулла написал ей сабаб (амулет). Когда дочь вернулась, мать спросила ее: «Кто там был?» Дочь ответила стихами:
Армянский кувшин, грузинский графин,
Кукла Урузмага-Абдула, сын Хайбулы,
И Саладин, красивый, словно девушка,
И Абдулатип, оказавшийся не к месту.
Эрмениязул гулгун, гуржиязул сурах1и,
Урузмагил ясик1о-Х1айбулагьил Г1абдулагъ,
Ясг1ан жив берцинав Саладинги вугоан,
Санаг1алъи рекъеч1ев Г1абдулат1ипги вугоан.
Большую часть своей жизни Саладин в основном посвятил исламским наукам. Он служил дибиром в различных аулах Аварии. Был поэтически одаренным человеком. Хорошо знал не только арабский, но и турецкий язык.
В первые годы после гражданской войны Саладин, ввиду нехватки кадров, как грамотный человек, был привлечен к работе новой,советской властью.
Так, до своего ареста он работал заведующим общим отделом Аварского округа, секретарем исполкома. Кроме того, Саладин был среди тех, кто окончил в 20-х годах ускоренные курсы по подготовке учителей и первым педагогом, открывшим в 1927 году в Унцукуле первую советскую школу. Еще и поныне остались в Унцукуле люди, помнящие Саладина, который пришел в аул с навьюченными на ишаков партами, чтобы открыть школу.
Саладин был женат на своей двоюродной сестре Маазат, дочери Нуричу.
Она умерла в 90-е годы прошлого века. У них была дочь, которая умерла еще маленькой. Сам Саладин пропал без вести в 30-х годах в сталинских лагерях.
Первоначальное образование средний сын Гамзата Багадур, как было сказано, получил дома, где под руководством дедушки Курбанали завершил курс арабского языка и исламских наук. Дальнейшее свое образование он продолжил в Хунзахской школе, Те- мирханшуринском реальном училище, которое окончил в 1901 году.
Коллектив преподавателей училища в основном состоял из русских, а состав учащихся уже в то время был многонациональным. В этой среде Багадур вскоре овладел русским языком и понял, что путь к накопленному человечеством культурному и научному наследию немыслим без основательного знания этого языка. Там же у него сложилось и на всю последующую жизнь сохранилось твердое убеждение в том, что первостепенной заботой каждого человека является поиск цели и своего места в жизни. Несомненно, в первую очередь на формирование его мировоззрения повлияли книги, которые ввели его в мир профессий и вызвали живой интерес к наукам, особенно естественно-математическим.
ДЯДЯ И ПЛЕМЯННИК
Большую помощь и поддержку во время учебы мальчику оказал его дядя Гасан Малачиханов, который в то время находился на военной службе в различных регионах России. Это был высокообразованный, культурный человек с прогрессивными, демократическими взглядами, увлеченный историей, литературой, математикой, естествознанием. Он, в частности, считал, что каждый человек сам должен определять свою судьбу, придерживаться определенного вероисповедания и т.п. В силу своих взглядов дядя
благословлял и поощрял стремление племянника к знаниям и разрешал Багадуру пользоваться своей библиотекой, находившейся на родине.
Гасан периодически приезжал домой в отпуск, а в 1910 году, после 37 лет военной службы, выйдя в отставку в звании полковника артиллерии, вернулся в Дагестан и поселился в Темир-Хан-Шуре.
Вся последующая жизнь Гасана Малачихана была посвящена литературной и переводческой деятельности, изучению культуры и истории Дагестана.
Так, в 1926 году он в сокращенном варианте с арабского на русский язык перевел известную хронику секретаря имама Шамиля Мухамада Тахира аль-Кара- хи, которая была опубликована в Москве в 45-й книге «Сборника
материалов для описания местностей и племен Кавказа».
В 1927 году это сочинение под названием «Три имама» было издано в Пятигорске при непосредственном участии и под редакцией А.А. Тахо- Годи. В подготовке его к изданию принимал непосредственное участие и Багадур Малачиханов, который написал предисловие. В нем были даны краткие, но очень ценные сведения о хронике Мухамада Тахира аль-Карахи, о судьбе хроники Курбанали из Ашильта. Через шестьдесят с лишним лет это произведение было издано в Лондоне (1989) на английском языке, а в 1991 году в Махачкале на аварском языке.
Здесь следует также отметить, что благодаря именно Гасану Малачиханову появилось первое прозаическое произведение на родном (аварском) языке в дагестанской литературе. Это повесть Гасанилава Гимринского «Газимухаммад» (1883). Вкратце история ее создания такова: будучи комендантом Хунзахской крепости, Гасан Малачиханов пригласил к себе Гасанилава Гимринского и попросил его написать произведение о первом имаме Дагестана на родном языке, мотивируя это тем, что о Газимухаммаде ничего не написано, и народ о нем практически ничего не знает.
Так Гасан Малачиханов вошел в историю дагестанской литературы как инициатор создания национальной прозы аварцев.
Следует упомянуть, что судьба сыновей Гасана Малачиханова (двоюродных братьев Багадура) также была связана с воинской службой. Старший сын Абубакар, будучи командиром роты 2-го Сибирского полка, в Первую мировую войну участвовал в боях на Западном фронте и был удостоен 5 боевых наград, а затем вместе со своим полком его отправили на защиту границы с Китаем. Средний сын Магомед в годы Первой мировой войны в качестве командира 1-й роты 3-го Кавказского Инженерного полка являлся участником известного Брусиловского прорыва и за ратные подвиги имел 7 боевых наград. Впоследствии он был одним из руководителей строительства канала им. Октябрьской революции в Дагестане. Младший сын Камиль, капитан медицинской службы, участник Великой Отечественной войны, погиб 24 марта 1945 года в Германии.
В заключение следует сказать, что репрессии катком прошлись по роду Малачихановых. Кроме Багадура Гамзатовича, были репрессированы его отец Гамзат, братья Шайхулислам и Саладин, братья отца Нуричу и Гасан, брат дедушки Курбанали Абдула, зять Омар и многие другие родственники. Вечная им Память!
Такова вкратце история рода Малачихановых их селения Ашильта Унцукульского района.
368240. с. Кахабросо, Унцукульский район, Республика Дагестан, Россия. E-mail: dagistan@mail.ru, Copyright 1992-2022 www.dagistan.ru