История поселения
с. Аракани
с. Аракани
Открытие спортзала
Аул Аракани
Ученый -Алим Саид Араканский и его зиярат
Ученый -Алим Магомед Нурмагомедов
Аул Аракани
7 - 7
<
>
АРАКАНИ
По преданию, название селения происходит от прозвания данного селения за его неприступность «аржа-куни». И в самом деле, селение стоит на крутом, ныне сильно террасированном склоне. Обвалы и оползни нередки и до сих пор. Меня удивляло, как люди спокойно и нормально могут жить в таких условиях. Однако там хороший климат, много солнца, хорошие сады, вкусные фрукты.
Долина ниже Аракани почти полностью просматривается и контролируется из селения или с гребней ограждающих ее со всех сторон возвышенностей. Вход в нее через узкое, довольно длинное ущелье с отвесными склонами.
В прошлом селение имело, кроме того, крепостные стены и ворота, следы которых сохранились доныне (все тогдашнее селение составляло часть нынешнего).
Место это обитаемо, видимо, очень давно. По преданию, прежде жители его исповедовали иудаизм, причем на месте нынешнего селения жило 12 семей, обитатели склонов и долины принадлежали к разным народностям и исповедовали разные религии. Их вытеснили предки современных жителей.
Аракани в прошлом был знаменит не только своими фруктами и умением изготовлять опьяняющие напитки, но и идейной борьбой местного ученого, поэта и автора ряда книг Сайда Араканского против шариата и имамов Дагестана. Предание гласит, что сначала Гази-Магомед, а потом и Шамиль некоторое время учились у Саида. Саид считался крупным арабистом, знатоком права и других наук. Таким же был и его отец Хаджи-Дада.
У Саида учился даже М. Казимбек. Его называли «отцом востоковедов России». Однако, когда началась Кавказская война, Саид выступил против обоих своих бывших учеников и идеи мюридизма вообще. Выступал он и против борьбы с Российской империей, считая ее «безнадежной затеей».
Араканцы говорят, что Шамиль обещал не трогать их, если они не пропустят русских через Араканское ущелье. Араканцы согласились, но не пропустили при этом и самого Шамиля. Однажды мюридам все же удалось ворваться в Аракани. Саид бежал от них к Аслан-хану казикумухскому. Мюриды разбили многочисленные глиняные сосуды с вином в его подвале, а затем побросали в эту огромную винную лужу все книги Сайда, после чего покинули селение. Узнав об этом, Сайд искренне сожалел о вине, а о книгах сказал: «Они заслуживают такой участи, ибо противоречат одна другой».
Пережитки прошлого успешно преодолеваются в селении, хотя все еще дают о себе знать. Например, в прошлом девушка-невеста не должна была показывать посторонним лицо, да и саму ее старались не показывать.
Отец и братья ее не присутствовали –на свадьбе. Более того, братья, надев шубы, заранее уходили на 3—4 дня из селения в дни свадьбы сестры.
Сейчас от этого обычая не осталось и следа. Ныне невеста с открытым лицом сидит на свадьбе рядом со всеми родственниками и гостями, танцует с ними.
Если раньше случаев выдачи араканки замуж за пределы селения или женитьбы араканца на женщине из другого селения почти не было, то теперь сплошь и рядом заключаются браки с жителями Гоцатля, Хунзаха, Аймаков, Гимров, Кудутля, Унцукуля, Ботлиха. Особенно нежелательными раньше почему-то считались браки с кахибцами, ныне же преодолен не только этот «барьер», но и брачные связи с кумыками и русскими перестали быть редкостью.
К моменту нашего посещения в этом селении, имеющем 430 хозяйств, было около 15 врачей, в вузах обучалось 18 человек, а в средних специальных учебных заведениях — 30. В Аракани 15 учителей, причем 5 из них — с высшим образованием.
Для более достоверной информации о прошлой истории селения Араканы ниже приводится текст из книги известного нашего земляка,просветителя из с.Ашильта Багадура Малачиханова под названием « Из истории прошлого Аварии»:
«...Араканы- вот тот исторически известный и кратчайший путь, который вел из низин на плоскогорье. Между тем Араканы по былой своей связи с иудейской религией, державшейся здесь, по-видимому, очень долго, весьма популярен и представляет из себя в этом смысле интересную базу, исследование которой могло бы дать обильные результаты. Пока же что мы считаем не лишенным интереса и то немногое, что до сего времени известно. Часть селения, расположенная на скале, называется „Карша-Авал" (Авал-квартал) и считается кварталом бывших последователей иудаизма.
По преданию иудеи были обращены в мусульманство жестоким принуждением. Поток крови в овраге, разделяющем „Карша-Авал" от остального селения, был такой силы, что унес в своем течении теленка. Приблизительно лет 35 тому назад, при разборке старой стены сакли, принадлежавшей братьям-сельчанам Гашиму и Убайдату, был найден ремень, (длиной около 2-х сажень и шириной 1,5 вершка) исписанный иудейскими молитвами. Находка эта была доставлена тогда губернатору князю Чавчавадзе, после чего исчезла бесследно. Мне довелось слышать, будто бы она была передана в дар Темир-Хан-Шуринскому Еврейскому Обществу, каковым и похоронена во избежание кощунственного осквернения священного предмета, рассыпавшегося в прах от ветхости своей.
У араканской гражданки Пирдауз имеется просторная сакля, слывущая иудейской молельней в прошлом. На балках и досках закопченного потолка еще недавно различали какие то надписи. Старейшины села расказывают, что в давные времена в Араканы пребывали два брата Одрида и Чодрида. В этих созвучных именах, может быть скрыт какой либо разумный смысл противопоставлений, могущий быть разгадан знатоками иудаизма. Так или иначе, углубленное изучение всего наличного араканского материала с попутными раскопками пролило бы большой свет на эту интересную область».
Аракани- (авар. ГьаракIуни) — село в Унцукульском районе Республики Дагестан, центр сельсовета Араканский, который образует вместе с сёлами Урчиаб и Таратул-Меэр. Село расположено на юго-западе района, на границе с Гергебильским районом. Ближайшие сёла Майданское и Зирани. Через село протекает река. Поблизости от села проходит автомобильная дорога Буйнакск-Араканская площадка. В апреле 1904 г. Аракани посетил известный русский фотограф С. М. Прокудин-Горский, который сделал серию цветных снимков аула и его жителей.
До 1927 года в Аракани действовало медресе, основанное Саидом Араканским, которое являлось крупным центром арабистики Северного Кавказа и Закавказья.
Известные уроженцы Нурмагомедов Магомед Гаджиевич (1909-2004гг.) — учёный-арабист, Саид Араканский (1763—1834) — арабист, основатель араканского медресе.
Индекс-368943. Координаты-42°36′30″ с. ш.46°59′25″ в. д. Население-1735 человек.
Аракани – это древнее селение Дагестана. Точную дату основания села определить невозможно. До появления арабов в Дагестане в окрестностях нынешнего села Араканы находились маленькие аварские села- Мамиз, Кариб, Шишираг, Арцали, Ц1униб, Хъерехъоб и Казини. А где находится сейчас Аракани, раньше жили евреи. Нашествие арабов, а впоследствии монголо-татар и войск Тимура заставили жителей близлежащих сел объединиться в одно село. Представители каждого маленького села вышли поискать удобное место для постройки нового села.
Они выбрали место и решили жить вместе. Когда жители спросили, какое место вы подбирали для постройки нового села. Один представитель ответил: «Мы нашли место как Аржакуни для постройки села». Аржа это била ханша города Дербента. У нее был очень прочный сундук для драгоценностей. Этот представитель сравнил избранное место для села с сундуком. Именно оттуда исходило настоящее название села Аракани.
В самом деле, селение окружает высокие скалы и глубокие ущелья. Природа сама помогала им защитится от вражеских походов и набегов. У Араканцев был такой закон: У каждого зрелого мужчины должен был иметь конь и оружие. И постоянно проверяли их, в каком состоянии они держат вооружение. Если у кого- нибудь находили худого коня или ржавого оружия, от них требовали солидные штрафы. В результате этого, наверное, араканцам принадлежит огромная земля.
Начиная с равнин Аварского Койсу его земли кончаются возле Верхнего Казанища и насчитывает 10180 г. земли. На равнинах у араканцев есть хорошие плодотворные сады, а в горах они пасут овец. Они занимаются и садоводством и животноводством.
На территории Аракани много горных родников. А среди них ест и «Родник Красавиц». Где это «Родник Красавиц» раньше находилось селение Кариб. Однажды в Кариб приехал сын Дербентского хана. Когда увидел дочь хозяина, он влюбился в нее и стал просить ее руку. Тогда хозяин ему сказал; «Завтра на родник придут все девушки села. Там вы выбирайте себе самую красивую из них». Сын короля согласился и самого утра следил за девушками. Он не мог выбрать себе невестку потому, что девушки были одна красивее другой. На всех жениться тоже было не возможно. Он назвал этот родник – родником красавиц.
Селение знаменито великими учеными, как Саид Араканский, его сын Хаджидада, Хайбула Абдулмеджидов, Абубакар – хаджи и т.д.
У Саида учились первый имам Дагестана Газимагомед, имам Гамзат, имам Шамиль. Его учениками были также известные ученые Дагестана Загалав, Мирзаали из Ахти, Магомед из Яраги, Гаджияв из Ората.
Фахрудин- крупный ученый арабист , педагог из селения Аракани Унцукульского района. Вместе с молодым ,весьма талантливым ученым арабистом Мухаммадом Абдурашидовым в первые годы советской власти открыли в селении Аракани медресе. Основным предметом обучения был арабский язык , преподавал сам Фахрудин. Кроме арабского языка там изучали математику , физику , химию , географию. Отдельные предметы преподавал Мухаммад Абдурашидов.
Вначале в медресе было небольшое количество учащихся из селения Аракани и соседных аулов. Постепенно их число возросло и уже к 1924 году там создали три класса. В старшем учились Муртазаали Абдурашидов , Гаджи Абдулгапуров Гамзат, Зиявудинов, Магомед Абдуразаков из Ирганая и другие, которые в совершенстве овладели арабским языком и пройдя в городе Буйнакске двухмесячные курсы по изучению тюркского языка , стали работать учителями сельских школ в Ирганае, Кудутл , Зирани, Балахани.В следующем группе учились Саид Алиев, Магомед Алиев, Магомед Нурмагомед, Магомед Нурмагомаев, МагомедУзаиров, Бадави Кураев, Магомед Абдулмеджидов, некоторые пришельцы из селений Аймаки, Хохита, Апши и других аулов,которые также по окончании медресе стали учите-лями открывшихся в 1927 – 1928 годы сельских школ, в которых изучали тюркский язык. Отдельные выпускники медресе уже к 1933 – 34 годам окончили техникумы и стали учителями первых советских школ.
В Унцукульском районе в те годы работали заведующими школами и учителями 45 араканцев.
Медресе перестало существовать после трагической гибели Магомеда Абдурашидова. Фахрудин продолжал заниматься с учениками у себя на дому,пока местные коммунисты не начали преследовать его за обучение «чуждому» арабскому языку .
Затем до закрытия Араканской мечети Фахрудин работал ее имамом, а затем был приглашен в город Буйнакск в качестве консультанта Духовного управления Мусульман Северного Кавказа ,где и работал до последних дней жизни .Похоронен на буйнакском кладбище.
Гибель отряда Сафара Дударова
Был осенний день 1920 год. В это время Араканцы косили сено на сенокосах Шищирага. И вдруг к ним подошли 5-6 вооруженных людей, и начали приставать, а также издевались, отнимали у них еду. Араканцы, 2-3 человека вернулись в село за оружием, и, вооружившись, они опять поднялись на гору Шищирага, и выгнали их оттуда.
Оказывается, эти люди были разведчики отряда Сафара Дударова, а через 5-6 дней прибыл отряд Сафара Дударова, и они остановились в местности так называемый «Белая Скала». В сумерках они начали из орудия обстреливать село Аракани. Так война продолжалось 18 дней. Потом араканцы попросили помощь у устара из Балахани Мухаммеда. Он откликнулся на их просьбу и со своими людьми прибыл на помощь. Их окружили со всех сторон и под утро, когда они спали, убили ихнего часового и внезапно из пулемёта начали расстреливать солдат Дударова. Солдаты не поняли в чём дело, ни кто не догадывались брать за оружие, и начали бежать кто куда, а некоторые даже бросились со скалы, чтобы не попадать в плен. Такая война длилась 3 часа.
В этой войне помогали даже женщины, они таскали воду на вершину горы, откуда стреляли араканцы. Из большевиков остались около 20 человек, и вместе сними в плен взяли Сафара Дударова. 12 дней Сафар Дударов со своими солдатами был в селении Аракани. Араканцы решили отпустить их, чтобы избежать новой войны, но в ту ночь Сафар Дударова убил сын Нажмудина Гоцинского, Ахмед. Раздели догола и бросили в овраг. Но одна женщина по имени Амиту забрала его оттуда и похоронила его. Об этом узнали большевики и через некоторое время опять напали на село Аракани и разгромили отряд араканцев. Впоследующие годы араканцы активно поддерживали Советскую Власть. Отсюда вышли немало известных ученых,врачей,учителей и артистов. В моем понимании араканцы всегда асоциировались с высоким пониманием культуры, образованности,интелигентности. Они приняли самое активное участие и в Великой Отечественной войне. Многие из низ героически погибли на фронте,защищая нашу Родину.
368240. с. Кахабросо, Унцукульский район, Республика Дагестан, Россия. E-mail: dagistan@mail.ru, Copyright 1992-2022 www.dagistan.ru