Именем Милостивого Аллаха!

 

Уважаемые братья и сестры!

В этом сайте мы расскажем о третьем столпе Ислама – закяте, о его значении и пользе.

 

 Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, достигших определенного уровня.

Всевышний в Коране говоря о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придается закяту в Исламе. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность – это обязанность.

Каждый, кто выплачивает закят, осознает, что выполняет волю Всевышнего. И бедный человек, получая закят, чувствует, что это налог братства и право бедного получить свою долю у того, кто в состоянии выплачивать. Более того, состоятельный человек обязан тому, кому предназначен закят, поскольку неимущий помогает ему исполнить обязательный столп Ислама - закят. Если бы не было нуждающегося, то состоятельный человек не был бы в состоянии исполнить свой долг перед Всевышним.

В Коране говорится о том, что имущество человека – это достояние Аллаха. Всевышний испытывает богатых людей, одарив их богатством, в котором есть доля и  для бедных. Ведь действительно все, что мы имеем, дается Всевышним. Состоятельные люди должны быть достойными управленцами истинного Владельца имущества. Нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определенного достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не выплачиваем закят, то получается, что мы как бы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Согласитесь, это непристойный поступок.

В Коране скупые предупреждаются о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха. Всевышний предостерегает верующего человека от скупости, которая вызывает недовольство бедных и слабых. Аллах в Коране повелел Своему Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он предостерег тех, кто собирает золото и серебро и не расходует его на пути Аллаха о мучительном наказании в тот день, когда в огне геены будет их имущество разожжено и будут заклеймены их лбы, бока и хребты. Это то, что они сберегли для самих себя. Так пусть же вкусят то, что сберегли.

В тоже время Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Аллаха и увеличении блага для тех, кто расходует на закят из того, чем Аллах их наделил.

Размер и сроки выплаты закята

Закят отличается от других выплачиваемых налогов размером и сроком выплаты.

Закят выплачивается один раз в год. Если бы закят выплачивался каждый день или каждую неделю или месяц, то выплачивающий его не платил бы с великодушием и удовольствием. А если бы закят выплачивался один раз в жизни, то это не приносило бы ощутимой пользы нуждающимся.

Размер закята совсем незначителен для состоятельного человека. В большинстве случаев он не превышает 1/40 часть, т.е. 2,5% из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что более этого давать нельзя. Необходимо подчеркнуть, что чем большая часть имущества выделяется в качестве закята, тем лучше как для самого дающего, так и для общества в целом.

Воистину нет ничего справедливее предписаний Всевышнего Аллаха.

Из чего же состоит закят?

Он делится на две основные части:

1.  Закят разговения (закят уль-фитр)

2.  Закят с имущества (закят уль-мал)

Первая часть закята – закят уль-фитр связана с соблюдением поста в месяц Рамазан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т.п., которые для постящегося недопустимы, так же, как прием пищи и питье.

Вторая часть закята – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.

Закят с имущества обязателен по истечению определенного срока, равному одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.

Как распределяется закят?

Всевышний в Коране четко определил тех людей,  которым предназначен закят. В Коране говорится, что милостыня предназначена  для бедных, для нуждающихся, для работающих в связи со сбором и выплатой закята, для тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обремененных долгами, для тех, кто на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Рассмотрим это подробнее.

Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня.

Вторая категория – нуждающиеся (факир) это нищие, которые отличаются от бедных еще худшим положением. Это те, которые не владеют ни чем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать.

Третья категория – люди связанные с закятом (‘амиль) – это те, которых назначил имам для сбора и распределения закята.

Четвертая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муалафату кулубихим) – это люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке.

Пятая категория, получающих закят (рикаб), – это рабы, освобожденные с условием выкупа.

Шестая категория (харим) – это обремененные долгами, которые разрешены шариатом.

Седьмая категория (ахлу сабилиллах) – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу.

Восьмая категория – путники (ибну сабиль), оторванные от своего имущества, не зависимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить шариату.

Дача закята кому-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Муталиба, он должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим грехам.

Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране.

Какова же цель закята, какая мудрость заключена в нем?

Целью закята является благополучие исламского общества и каждого человека в отдельности. Что касается общего блага, то оно достигается организацией достойной жизни людей путем выделения закята. Несомненно то, что бедность является одной из сложнейших проблем, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Бедный, живущий среди богатых людей, которым нет дела до него, чувствует себя отверженным, и это рождает в нем внутреннее недовольство. Одной из причин преступлений, совершаемых людьми, является ни что иное, как бедность, отверженность и ненависть к состоятельным людям, т.е социальная неравенство, которое также послужило причиной большинства революций.

Если каждый, кто обязан давать закят, возьмется за это обязательство, то в обществе распространится исполнение этого столпа. Тогда у бедных смягчатся сердца, они очистятся от зависти и подобных ей болезней души, укрепятся узы братства и любви между различными категориями людей, и общество станет как одно тело.

Закят также является одним из факторов равномерного распределения богатства среди различных слоев населения. Например, на сегодняшний день очень много людей является безработными, хотя имеют хорошие специальности. Так вот, из закята выделяются средства для того, чтобы такой человек мог открыть свое дело и таким образом решается проблема занятости, и не остается нуждающихся людей. Здесь интересны экскурсы в историю халифата. К примеру, при правлении халифа ‘Умара бин ‘Абдул-‘Азиза, когда просили собрать бедных, чтобы распределить среди них закят, то не нашлось ни одного бедного, никого, кто взял бы пожертвования. Люди стали богатыми при ‘Умаре бин ‘Абдул-‘Азизе. И тогда на эти средства выкупили всех рабов и освободили.

Что касается отдельных людей, то закят способствует освобождению человека от чрезмерной любви к материальным благам, он приучает к щедрости, отторгает от жадности, скупости и ненасытности. Человек начинает понимать, что, когда он дает, то получает больше, чем теряет. В хадисе же сказано, что не уменьшается имущество того, кто дает милостыню. Еще человек испытывает удовольствие, видя удовлетворение окружающих, очищается и успокаивается сердце и становятся неподвластным волнениям и тревогам. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например, пожар и т.п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд.

В этой проповеди мы постарались затронуть лишь некоторые цели закята, так как невозможно описать все те блага, которые он дает и которые охватывают как отдельного человека, так и общество в целом.

 

Да поможет нам Аллах понять Его Милость и следовать по Истинному пути указанному Им!

 

Обязательный закат

(Из книги М.А. Амирханова)

Аз-Закат - обязательный взнос свободных состоятельных мусульман (мужчин и женщин), который выплачивается с имущества, являющейся их собственностью в пользу нуждающихся мусульман. Он очищает и делает безгрешным пользование богатством, с которого он уплачен. В Куръане говорится: “И было им повелено только поклоняться Аллагьу, очищая пред Ним религию, как ханифы, выстраивать молитву, приносить очищение. Это - вера прямоты!”

Закат выплачивается с пяти видов имущества:

1. Золото и серебро.

2. Коммерческие товары.

3. Продукции земледелия.

4. Скота.

5. Полезных ископаемых и сокровищ.

При выплате заката необходимо иметь внутреннее намерение: - Это обязательный закат с моего имущества. Согласно шариату, условием выплаты заката с золота, серебра, коммерческого товара, скота, является истечение Лунного года с момента достижения их количества до облагаемого минимума (нисаб) и выше.

Облагаемый минимум
(нисаб):

- золота - 85 гр;

- серебра - 595 гр;

- коммерческого товара

(достижение его стоимости нисаба золота или серебра);

- продукция земледелия - 653 кг;

- Скота:

- верблюдов - 5 голов

- коров - 30 голов

- овец или коз - 40 голов.

 

Теперь приступим к расширенному толкованию условий выплаты заката с каждого вида имущества в отдельности.

Итак, если золото, серебро, деньги ( в соответствии с ценой золота), коммерческий товар (его стоимость) достигли облагаемого минимума и выше, и после этого прошел лунный год (354 дня), то закат составляет 1/40 часть, то есть 2,5% от всего количества.

Закат с золота и серебра
(в граммах)

К продукции земледелия, с которых выплачивается закат, относятся сельхозпродукты выращиваемые людьми и необходимые для поддержания их жизнедеятельности. Согласно шафиитского мазхаба к ним относятся плоды виноградников и финиковых пальм, для которых определение нисаба и выплата заката производится в виде изюма и фиников. А если эти плоды не пригодны для сушки, то определение нисаба и выплата заката от них производится в свежем виде сразу после сбора;

Из посевов закат выплачивается от: пшеницы, кукурузы, ячменя, просы,риса,гороха, чечевицы, бобов, фасоли и им подобных, для которых определение нисаба и выплата заката производится после жатвы, обработки и чистки.

Итак, для всех этих продуктов определение нисаба производится отдельно для каждого, после их сбора, обработки и чистки. И если количество их достигло до нисаба 653 кг. и выше, то закат составляет 1/10 часть, то есть 10% урожая - при естественном поливе ( дождь, река, источник воды...), или 1/20 часть, то есть 5% урожая - при поливе техникой, ведрами, лейками, где надо использовать технический труд. Если же в течение года при поливе надо трудиться полгода, а полгода обходиться без труда, то при достижении урожая нисаба и выше, закат составляет 7,5% урожая.

Закат выплачивается со здоровых домашних животных ( только с верблюдов, коров, овец, коз), свободно пасущихся большей частью года, и не использующихся при выполнении работ ( землепашных, поливных, перевозки тяжестей), если с момента достижения нисаба прошел Лунный год (354 дня).

Закат с верблюдов
Закат с коров
Закат с овец или коз

Знайте, что возраст овцы отдаваемое в закат должен быть не меньше года, а козы - 2 года. При выплате заката с животных, если стадо состоит из самцов и самок, то в качестве заката надо отдать только самку, кроме случаев, когда стадо состоит только из самцов - тогда их тоже можно использовать в качестве заката. А что касается заката с коров, то для его выплаты можно использовать и самцов, и самок, несмотря на состав стада.

Из всех полезных ископаемых добываемых из собственных владений, по мазхабу имама Шафии (р.г1.) выплате заката подлежат только золото и серебро.

Условием выплаты заката при этом является достижение их количества до нисаба, после обработки и чистки. А прохождение Лунного года для выплаты заката с полезных ископаемых не требуется.

Размер заката с них составляет 1/40 часть, то есть 2,5% от всего количества.

А что касается древних кладов и сокровищ, то выплата заката производится сразу же после нахождения. Размер заката 1/5 часть, то есть 20% клада или сокровищ.

Право на получение заката имеют:

1. Бедняки

2. Неимущие

3. Путники, находящиеся вдали от родины, если цель их поездки является дозволенной по законам шариата.

4. Работники,занятые распределением заката

5. Мусульмане, нуждающиеся в утешении, то есть находящиеся на стадии изучения Ислама

6. Рабы, имеющие договор с хозяином о самовыкупе

7. Должники, израсходовавшие деньги на дозволенные и благотворительные цели

8. Борцы за веру - муджахеды.