Историко-культурный, духовно-просветительский и
благотворительный фонд имени Махмуда из Кахабросо

Судьба горянки в творчестве Махмуда.

Заслуженный врач России Гайдаров Гаджи Махаевич. Газета *Дагестанская правда* от 3.10.1998 г.

Гайдаров передал Фонду репродукцию Муи (Муъминат) работы неизвестного художника.

 

В истории мировой цивилизации всех времен и народов мира женщина сыграла доминирующую роль в жизни общества, потому поэты, писатели, полководцы восхваляли ее как единственное существо природы способное продолжать человеческий род на земле. Из-за них возникали войны, убийства, кровная месть, их похищали и продавали в рабство и для гаремов царей, ханов, беков, султанов.

Имея 18 часов работы в сутки и несмотря на все невзгоды, продолжительность жизни женщин 10-12 лет больше, чем у мужчин. Говорят, у пчел всегда вожаком бывает только самка и по работоспособности, и по вкусу производимой им меда, Махмуд сравнил только горянку.

Будучи солдатом - кадием кавказского полка в 1-ую Мировую войну Австрии Махмуд увидел в церкви картину великого Итальянского художника Микеланджело "Мадонна с младенцем", нашел ее очень похожей на свою любимую и специально написал поэму Марям, сравнивая горянку с невинной Мадонной.

Махмуд сравнивал горянку с солнцем и с луной, со звездами и с цветами, золотом и морским жемчугом, царицами, и ханшами начиная с Индии, Египта, Англии, Франции, кончая с красавицами востока воспетыми поэтами.

Будучи достаточно образованным человеком для своего времени, он хорошо был знаком с такими науками как философия, астрономия, астрология, география, геология, математика и другими арабскими науками того времени, но он был настоящим реалистом своего времени.

Когда последний имам Дагестана и Чечни Нажмудин Гоцинский спросил у него, почему ты не пишешь стихи о наших духовных лидерах, Махмуд ответил, что он в них не влюблен, за что получил 100 ударов кнута и хромал на одну ногу. В творчестве Махмуда исключалось, очень развитое после него плагиатство. Так как имел свой арабский алфавит, не похоже ни на какой, свой стиль стихосочинения, он писал только своей кровью и слезой.

Когда спросили у Гамзата Цадасы человека умного, ученого-арабиста почему пишете сатиру, юмор, о корове, о собаке, о адатах, а не о любви, то он ответил, что Махмуд не оставил ни одного слова мне писать об этом.

Даже русские классики назвали Махмуда аварским Пушкином и Дагестанским Блоком. Махмуд является самородком. При нищете своего аула, сын семьи аналогов которому не было и вряд ли будет среди аварцев и в мировой литературе. Для научного исследование наследия Махмуда было бы целесообразно открыт отдел или секция в институте истории, языка и литературы при Дагестанском научном центре Российской Академии наук, так как люди преклонного возраста уходят вместе со стихами Махмуда.

Дагестанцы гордятся, что в республике дают должное творчеству писателей поэтов второго поколения их имена достойно носят институты, театры, улицы, школы. Им установлены памятники, присвоены почетные звания персональные премии и т. д. А что сделано по увековечение памяти Махмуда кроме разорившегося при нашей нищете колхоза им. Махмуда и маленький переулок в поселке Альбурикент им. Махмуда и все.

Было бы по-человечески нецелесообразно стереть прошлое, необходимо организовать аллею классиков самородков Дагестанской литературы Махмуда, Батырая, Ирчи Казака, Етима Эмина рядом с памятником Эфенди Капиеву на улице Ленина. За последние 25 лет трижды отмечали юбилей Махмуда в селение Кахабросо, доклады, выступления, пожелания и банкеты, после чего все по-прежнему. Руководство района и селения Кахабросо не внесли ни одного решения, рекомендации по увековечению памяти Махмуда республиканскому руководству.

Вместе того чтобы пропагандировать своих знаменитых земляков Газимагомеда, Шамиля, Махача, Махмуда. Бывшее руководство района и редактор газеты "Садовод" М. Саадулаев под редакцией писателя Магомеда Абасил выпустили книгу "Унцукульские зигзаги", где сказано, что Махмуд девять раз похитил Муи. Это же откровенная ложь. Муи, горянка, которая сохранила честь, достоинство своего тухума и села.

Эта женщина является и послужила эталоном для всех горянок. Почему бы не писать и издать любую ложь если без контроля платят деньги с множеством нулей, "зигзаги" на их совести и Бетлинский жамаат даже не будет требовать извинения так как честь превращен в коммерцию, в жвачку, челночный рынок, подхалимство и болезнь власти и денег — это хуже, чем раковый опухоль. Бетль - Кахабросо всегда было как одно село, одна семья всегда делили радость и горе всякие "зигзаги" не помешают этой вековой дружбе и братству.

Слово Муи или Бетли нет ни в одном стихотворении Махмуда, хотя он пел о ней всю жизнь. В организации последнего юбилея с большим энтузиазмом, желанием оставить наследие Дагестану собирать у любителей аксакалов певцов и других провел президент фонда Махмуда Гасанов М.Г. Если в сборнике стихов изданного в 1948 году было 17 стихотворений, сейчас по его настойчивой работе течении 5-6 лет собранны и сданы в печать 81 стихотворений. К сожалению, аварская редакция Даградиотелевидения, редко передают в эфир песни Махмуда даже говорят в обработке Проскурина, хотя Махмуд и его творчество не нуждаются в обработке.

Если судить о судьбе горянки вообще со времен Махмуда до наших дней необходимо сказать следующее, он сравнил горянку и ее величие от небесных светил до жемчуга на дне морском.

В результате экономического, нравственного обнищания горянки вынуждены продавать свою честь достоинство на панели, о чем подробно мужественно написано журналистка Эльмира Кашаева в очерке "На дне" в газете №12 Молодежь Дагестана от 27 марта 1998года, как это "мама-роза" организует продажу горянок у обелиска почетным милиционером напротив здания МВД. Этот своего рода кооператив имеет связи с гостиницей, с милицией и другими людьми, за свободные цены от 200 рублей до 500 долларов.

У одной из них мы спросили, почему горянки ценятся так низко по сравнению с негритянкой, они ответили видимо она более профессиональная и экзотичная и т. д. Мы не имеем работы другой никто не берет их, а кушать и жить хочется. Самые голодны, тяжелые военные время горянка так низко не пали как сейчас несовершеннолетние рожают и бросают детей, другие их продают, третьи перед замужеством восстанавливают свою невинность.

Кто-то думает, что это статья "На дне" совершить сексуальную революцию, нет, все публикации в газетах, журналах, радио, телевидениях, это пустой звон т. к. по ним никто никаких мер не применяют.

Посмотрите, что делают на телевидении сплошная эротика порнография, прокладки, кроме культа секса и садизма в боевиках, рекламируют шоколады, жвачки, а инвалиды войны собирают хлеб на мусорках и т. д. и это все называется - демократия нельзя отделят творчество поэта от жизни экономики и политики.

Обо всем этом Махмуд сказал любовь и должность приходить и уходить, а кушать хочется. В заключении несколько слов о портрете Муи. Снимок был, говорят, сделано художником где-то 1908-10 годах. Сохранила ее родственница Кадиева Патимат и держала в Коране и отказывала показать кому-либо, видимо такая была психология того времени, Муи по рассказу старых людей умерла в 1916 году от болезни легких. После смерти Кадиевой Патимат портрет Муи был вручен президенту фонда Махмуда Гасанову М.Г.

В прошлые времена, когда дрались с кинжалами два кровника горянка бросала платок и они становились братьями, горянка прыгала в Койсу сохраняя честь, она мирила тухумы с вековой кровной местью, вот о таких горянках и пел Махмуд.

 368947, Россия, Республика Дагестан, с. Кахабросо. Tel.+79285304544, E-mail: dagistan@mail.ru