Суракат — аварский нуцал[к 1], правивший примерно по одним данным, в XI века[3][4], по другим, в XII веке[5] или же в XIII веке[6][7]. Сын нуцала Саратана и внук Уруса[8][9].
Суракат – имя арабское. Принадлежность его к Аварии свидетельствует о существовании связей между аваро-христианской и арабо-мусульманской верхушкой дагестанского общества. Вопрос о датах жизни Сураката до конца до сих пор не решен. Есть различные мнения, которые главным образом основаны на данных местных арабоязычных источников. Большинство авторов говорит о том, что Суракат жил, скорее всего, в конце XI – начале XII века[10][11][12][13][14][15]. У Бакиханова, Суракат - обращенный из мусульман в язычники[3], по другой версии в христианство[8].
Важным источником этого периода является «История Баба и Ширвана», в тексте которого при описании событий 416 по х./1025 г. н.э. в качестве христианского правителя Сарира упоминается Бухтйишо II, который тогда выдал дочь Сарийу за дербентского амира Мухаммада ибн Хашима[16]. За сто лет до него упоминается и Бухтйишо I, который в 292 по х./905 г. н.э. захватил в плен дербентского амира[17]. Преемником Бухтйишо II, вероятно был некий К-рух или Ф-рудж (в арабской записи не указана первая согласная и не удается с уверенностью прочитать последнюю букву), сын которого Току (Тӏокъу) упоминается в 457 по х./1065 г. н.э. как тесть дербентского раиса Муфарриджа ибн Музаффара[18]. Таким образом, исключается вероятность, что Суракат мог править в ХI веке. По мнению большинства историков Суракат мог жить и править в XII веке. А.Р. Шихсаидов и А.Е. Криштопа на основании сообщения исторического сочинения «Сказание об Аргвани», полагают, что первый поход имело место в 654 году по хиджре (1256 год н.э.), то есть, по их предположению, Суракат родился приблизительно в 1190-х и умер в 1250-х годах, за несколько лет до первого похода газиев на Хунзах и его захвата.[6][7].
При нуцале Суракате установился порядок престолонаследия, согласно которому на троне никто не имел право восседать, кроме его наследников по мужской и женской линии.
Подданные Сураката были язычниками, христианами или иудеями. Нуцал считался могущественным дагестанским правителем. Аварскому нуцалу были подвластны все народы от Шемахи до границ Кабарды, а также Тушетия и чеченцы. Согласно «Запискам императорского географического общества», Суракат «повелевал народами от Шемахи до границ Кабарды, а Чеченцы и Туши находились в безусловной зависимости от него»[19].
Согласно Мухаммадрафи аш-Ширвани Суракат был владыкой Авара, в городе называемом Тануси, «а он сильнейший из городов Дагестана своей мощью, источник неверия — был неверующий сильный титан (в оригинале тиран), негодный, носитель зла, насилия и несчастья, по имени Сурака, с титулом нусал — это их обычай давать такое прозвище и обозначать этим именем своего владыку, — сын Сиртана».[20].
Азербайджанский ученый XIX века Аббас-Кули-ага Бакиханов пишет, что «в городе Танусе, древней столице Аварии, был могущественный и грозный эмир, которого звали Сурака». Он продолжает: «Этот Сурака, владея землями от границ Шемахи до земель черкесов и чеченцев, взимал со всех княжеств и обществ, дань наличными деньгами, скотом, товарами, хлебом, фруктами и даже куриными яйцами». Далее: «Главная подать состояла в следующем:ежегодно каждое семейство должно было давать по три дирхема серебром или соразмерной цены золотом и по одной мерке более употребляемого хлеба; каждый торговец обязывался давать две штуки шелковой материи и две бумажной; с каждого сада по мешку сушеного винограда. Кроме того, каждый убийца должен был давать по сто овец, а вор и ему подобный преступник - по одному быку. Каждая деревня, поздравляя нового владетеля, приносила пять лисьих шкур - одну черную и четыре желтых, и пять баранов; на похороны владетеля - одну лошадь, а на каждую свадьбу в доме владетельном - одного быка и двух баранов»[21].
Реку ал-Ганам (араб. — «Баранья река»), которая пересекает Аварию и которая является большой, замерзающей зимой и впадающей в море ал-Хазар[22]. , В.Ф. Минорский отождествляет с Сулаком[23]. Очевидно Сулак являлась внутренней водной артерией аварского государства. На выходе Сулака из горных ущелий на прикаспийскую равнину, располагалась северная столица — древний город Гелбах. Он часто служил первым форпостом страны, откуда влияние аварского государства распространялось на северные равнины, занятые большей частью хуторами населения страны, а также принимал зачастую первый удар иноземных армий. К примеру, арабские газии сначала одолевают брата нуцала — Кахру, имевшего резиденцию в Гелбахе, и только потом Хунзах.[24]
Почему Суракат находился в Тануси, а не в старой столице Сарира - Хунзахе? Из истории Дагестана известно, что в случае разлада отношений между правителем и населением, правитель со своим ближним окружением мог перебраться в другое поселение. Пример тому — столица Кайтагского уцмийства - Башлы, в котором уцмии фактически не жили, имея местопребывание в мелких селах, таких как Великент, Маджалис, Янгикент. В "Хунзах-наме" это объясняется тем, что в Тануси, наиболее труднодоступном населенном пункте Хунзахского плато, Суракат просто-напросто прятался от войска арабских газиев, которыми командовал Абу Муслим. На самом деле зачатки неприязни между Нуцалами и населением ее столицы существовали еще в IX веке, о чем косвенно свидетельствует проживание правителя не в самом Хунзахе, а в крепости на горе Акаро. Не поладив с Хунзахцами, Суракат вместе со своими дружинниками, слугами и рабами переселился в труднодоступное хебдалальское село Тануси, которое, кстати, контролировало жизненно важный для овцеводов путь на Терско-Сулакскую низменность.[4]
По поводу веры Сураката да и всего населения Нуцальства, можно сказать следующее; Д.М.Атаевым и Г.Г.Гамбашидзе было изучено достаточное количество материальных памятников христианства, чтобы сделать вывод о том, что население было христианским грузино-греческого толка. В "Тарихи Дагестана" же Суракат просто назван "неверным", то есть не мусульманином, а население идолопоклонниками. В позднесоставленных источниках "Хроники племени Нахчу" и "Тарихи Аргвани" (XVIII век) Суракат и его брат и вовсе названы иудеями. При нынешнем уровне наших познаний об истории Хунзаха и Аварии вообще наиболее вероятной представляется мысль, что в ХI веке хунзахцы и их правители были христианами. Стоит упомянуть ещё один труд XVIII века - грузинского царевича Вахушти Багратиони, по поводу того, что Квирике Великий, царь Кахетии, создал должность мачинского эристава, которому он якобы подчинил территории «к востоку от Алазани» вместе с землями, подвластными городами Шакихи и Хунзахи. Однако Вахушти позаимствовал текст с данными событиями из более раннего источника «Летопись Картли», в котором не говорится ни слова о вхождении Хунзаха или Сарира, в состав Кахетии или её эриставства. Учитывая информацию, содержащуюся в средневековых мусульманских и грузинских источниках, можно усомниться в достоверности текстов XVIII века.[4]
В историческом сочинении «Тарихи Аргвани», составленном в XVIII веке, упоминается что газии во главе с Абу Муслимом[a][25], в начале атаковали Гелбах, который являлся одной из столиц Сарира, «вступили в схватку с братом Сураката», «убили его, разрушили резиденцию его, сожгли укрепления его». Источник указывает, что всё это и процесс исламизации этого региона, произошло в 645 году по хиджре (1247—1248 гг.)[26]. Ссылаясь на этот же источник, А. Р. Шихсаидов и А. Е. Криштопа датируют взятие газиями Хунзаха — 1256 годом[27][28]. Согласно же другому источнику условно именуемым, как «Хунзах-наме», Суракату удалось в первой битве нанести поражение газиям, в битве у реки Тобот, там где сейчас аул Арани, но затем пришлось отступить, в ввиду того, что Абу Муслим собрал вторую армию ещё в два раза больше, чем первую, предположительно в 654 году по хиджре (1256—1257 гг.)[29]. К тому моменту (ок. 1255 г. н. э.), Суракат, как считается, умер[27] и нуцалом был уже его сын Байсар[30][31]
Наиболее вероятно, что ещё до окончательного разгрома мусульман Тбилиси в 1122 году Давидом Строителем, а именно в конце XI века, отряд мусульманских фанатиков, во главе с Абу Муслимом, который возможно был потомком Абумуслима Хорасани, осевшего в южном Дагестане ещё в X веке, захватил христианский Хунзах. Именно на рубеже XI-XII веков можно датировать это событие[1]. Так, согласно Бакиханову, Абу Муслим жил в V веке по хиджре (1009 - 1107 годы н.э.)[3]. Из достоверных источников XI—XII веков, становится известно, что мусульмане из Ширвана, захватили населенный «неверными» христианами Кумух в начале второй половины XI века (в одной из поэм, посвященных Фарибурзу, есть строки: «Разве отряд войска Вашего не совершил набег и Гумиком не овладел врасплох?»), а ислам его жители приняли лишь в последние годы этого века. Приведенные факты дают основания предполагать, что Суракат правил Аварией, скорее всего в конце XI века. Согласно общей информации «Истории села Аргвани», названный Суракат, правил в промежутке 1038/39 и 1247/48 годами. Прибытие мусульман на Хунзахское плато можно примерно датировать XI—XII веками. Здесь следует также отметить, что в Хунзахе найдены две арабские надписи на местном камне исламского содержания, которые по почерку можно отнести к XI—XII векам.[4]
Арабы считали Сураката врагом ислама, вели с ним ожесточенную войну за покорение Аварии. В записках также говорится, что «Аварцы были тогда уже, как и теперь первенствующим народом в нагорном Дагестане и дали Арабам долгий и кровавый отпор»[19]. Однажды войско газиев под руководством шейхов Ахмада, Абдуллы, Абу-Муслима и Абдул-Муслима направилось из Кайтага в Аварию. Сначала они одолели Кахру в Гельбахе, там погибли Ахмад и Абдулла. Далее газии планомерно направляются на Хунзах и берут его штурмом, при этом погибает Абдул-Муслим. Абу-Муслим устанавливает в Хунзахе теократическое правление газиев.[32].
Суракат защищал свою столицу Тануси: «Аварцы оказывали пришельцам упорное сопротивление, и попытки арабов захватить Тануси оканчивались ничем. Тогда арабы прибегли к хитрости. Перед боем они приготовили отравленную пищу и разложили ее в своем лагере. Завязав бой с войском Сураката, арабы притворно обратились в бегство, бросив лагерь. Воины Сураката, увидев готовую к употреблению пищу, не удержались от соблазна подкрепиться. Большинство из них умерли. Силы аварцев резко уменьшились, и арабы смогли захватить Тануси - столицу Сураката». Данная легенда опять-таки основана на «бродячем сюжете»: ее можно услышать и в других местах Дагестана. Маловероятно, что она излагает исторический факт: скорее, здесь отражена народная оценка арабских завоевателей как противника опасного не столько силой, сколько коварством.[33]
По одной версии Суракат погиб в битве за столицу, по другой версии он бежал вместе с семьей в Тушетию.[32].
Согласно «Хунзах-наме», после того как шейх Абу Муслим подчинил Хунзах своей власти и начал процесс исламизирования населения, то назначил там Наиба - своего наместника, после чего вернулся в Гази-Кумух. Покидая Хунзах, Абу Муслим наставил наибу: «Не доверяй этому аварскому племени. Я думаю, что их мусульманская вера смешана с сомнениями и лицемерием». И действительно, население Хунзаха, начало раскаиваться в смене религии, не в силах соблюдать шариат, что оставили веру предков, решило тайно обратиться к Суракату с предложением вернутся к правлению, который на тот момент скрывался в далеких горах. В случае его согласия, хунзахцы ему обещали агрессивную поддержку, в частности убийство Наиба и его людей. Поскольку Суракат не полностью доверял хунзахцам, поэтому туда он прислал своего сына Андуника. По прибытии в древнюю столицу Сарира, Андуник и его дружинники действительно были поддержаны обрадовавшимся этому хунзахцами. Наиб был убит, население Хунзаха после этого отказалась от Ислама и они «занялись удовлетворением своих закоренелых запретных страстей».[1]
А одно из преданий гласит о том, что во время правления Сураката в Хунзахе, ункратлинцы исповедовали христианство. В его правление в Аварское княжество вторгся отряд газиев во главе с Абу Муслимом. Хунзахцы не хотели принять ислам, и в местности Ачисал произошло крупное сражение между ними и арабскими войсками. В сражении пало много воинов с обеих сторон. Правивший Суракат погиб, а его сын Байар бежал в Тушетию[34]. Либо же Суракат умер прежде битвы с газиями, и правителем стал его сын Байар, который и бежал в Тушетию, а на престол сел Масумбек из рода шейха Ахмада - потомка Хамзы, дяди Пророка[4]. Абумуслим, по большому счёту стал первым мусульманским правителем Хунзаха, а именно Имамом. Спустя 30 лет он скончался на территории Аварского нуцальства и был похоронен в Хунзахе.[1]
368940. Россия, Республика Дагестан, с. Кахабросо, E-mail: dagistan@mail.ru