ШарвилиШарвили

Шарвили — лезгинский народный героический эпос, а также имя героя эпоса.

  • Герой эпоса
  • Согласно местному преданию, герой эпоса Шарвили, собственно сам Шарвили, несмотря на мистификацию его образа, был реальной исторической личностью, жившей в III веке н. э. Родом был он из селения Ахты ныне Ахтынского района Республики Дагестан. В наше время жители данного селения указывают место нахождения его дома в квартале Ущехъан. Отцом Шарвили был чабан Даглар. Сам он также был чабаном.[1] На протяжении веков образ Шарвили мистифицировался, к нему приплетались новые сказания.
  • Основное предание эпоса

    Вот что пишет о народном эпосе Шарвили Байрам Салимов, народный поэт Дагестана. Летом 1956 года мы с незабвенным фольклористом, писателем и поэтом Забитом Ризвановым побывали в селении Судур Кусарского района, расположенном у подножия горы Базар-Дюзи. Здесь от 83-летнего старца Алисмана мы услышали сказание о том, как в давние времена храбрый богатырь по имени Шарвили ударом меча прорубил перевал между вершинами Базар-Дюзи и горы Лезе-Даг и тем самым открыл путь на другую строну горы. Услышали мы от него и другие сказания о Шарвили, который всегда боролся против врагов-притеснителей, защищая от них свой народ.

    Удивительно было то, что старец рассказывал обо всем этом с таким увлечением, как будто сам участвовал во всех упоминаемых событиях. У него же мы записали несколько лезгинских народных песен. Он утверждал, что лезгинские песни «Мулейли» и «Перизада» распевались всякий раз после победного возвращения Шарвили на родину. В 1957 году песни, легенды и героические сказания о народных героях мы записали в селениях Аных, Дустагир, Кичан, Яргун Кусарского района. Это сказание о Каменном Мальчике, девушке-богатыре Бахтавар, ашуге Лукмане и другие. Все они обработаны Забитом Ризвановым и мною и изданы в 1963 году отдельным сборником «Сила ашуга» в Махачкале. Эти произведения являются частями лезгинского народного героического эпоса. В них сюжет строится на противопоставлении эпического героя чудовищу. Позднее в сюжетную канву включаются эпизоды битвы с реальными врагами, причем важным элементом становятся социальные мотивы. Персонажи этих сказаний побеждают противника благодаря своей физической силе. Но, наряду с этим, сказания наделяют героев ловкостью и смекалкой. Затем мы записывали эпические сюжеты в селениях Курах, Ахты, Рутул, Тагар-уба и других как в Дагестане, так и в Азербайджане. Все это натолкнуло на мысль о том, что «Шарвили» — это многоплановый эпос, несобранный, неизученный и несистематизированный. Поэтому мы задались целью продолжить работу, объединить разрозненные части в неразрывное целое. И вот, после семи лет поездок по многим лезгинским селениям, после множества встреч и бесед со сказателями и ашугами, перед нами предстал величественный образ Шарвили, созданный народом много веков тому назад. Главный герой лезгинского эпоса — это сын простого горца-чабана. Народ воплотил в образе Шарвили свои представления и мечты о справедливом устройстве мира. Для осуществления этой мечты Шарвили наделяется исполинской силой. Это храбрый, бесстрашный воин, ловко владеющий мечом, смелый наездник, находчивый и сметливый в бою. Он любит и уважает простых тружеников, покровительствует им, борется во имя их свободы и счастливой жизни на родной земле. Благодаря своей силе и отваге он всегда угадывает уловки врага и побеждает его. Он защищает не личные, а общественные интересы. Другой интересный образ эпоса — аксакал и ашуг Кас-Буба, умный и добрый человек, наставник Шарвили. Кроме них в произведении действуют и другие герои, сильные и отважные, помогающие Шарвили. Глубокую симпатию вызывают женские образы. Это любящие свой народ настоящие горянки. Образы их рельефны и ярки. Они горячо сочувствуют народным заступникам и не сомневаются в их победе. Среди них выделяется образ Цюквер, матери Шарвили, чуткой, ласковой, верной своему материнскому долгу женщины. Всю свою жизнь она вместе с мужем Дагларом посвятила воспитанию единственного сына, страстно верит в правоту его дела, изо всех сил помогает ему бороться против врагов. Умной, самоотверженной и славной женщиной-горянкой показана в эпосе Эквер — возлюбленная Шарвили. Эпос привлекает внимание своими художественными достоинствами. Сюжет развивается ясно и логично. Второстепенных ответвлений в нём нет. В центре повествования постоянно находится герой сказания. Все его действия изображаются в строгой временной последовательности. Особое внимание уделяется самым ответственным моментам жизни героя. Отсюда острота конфликта, предельная напряженность повествования. Этот настрой явственно передается и в поэтике произведения. Как цельный фольклорный памятник эпос сложился из отдельных песен и легенд о борьбе народа против своих врагов. Трудно определить временные рамки описываемых в них событий. Но некоторые детали позволяют предположить, что речь идет о раннем средневековье — периоде арабо-хазарских войн, происходивших на территории Кавказской Албании. Наблюдаются и наслоения более древних времен, о чём свидетельствуют многочисленные языческие обряды, архаичные обычаи, которые и поныне сохранились в быту лезгин. Каждая глава эпоса (всего их 20) является завершенным художественным произведением, а все они вместе объединены одной сюжетной линией. Идейно-художественная завершенность произведения, несомненно, объясняется тем, что оно веками обрабатывалось лучшими народными мастерами и было доведено до высокого совершенства. Как утверждает автор предисловия к эпосу Ризван Ризванов, «Шарвили» — это подлинное произведение устного творчества лезгинского народа…". А профессор Ахмед Агаев в своей статье об эпосе отмечает, что «…героический эпос стал словесным памятником Шарвили, но народу хочется большего — запечатлеть его образ в памятнике скульптурном, то есть протянуть логическую цепочку от эпической героики к реальному героизму, которому в жизни всегда есть место» [2]

    Эпос

    Время создания лезгинского народного героического эпоса «Шарвили» восходит к началу нашей эры. В нём дана широкомасштабная панорама борьбы лезгинских народов с чужеземными завоевателями. Эпос состоит из 20 сказов. В них описаны подвиги главного героя Шарвили при войнах с «чужеземными захватчиками, нападавшими на лезгинскую землю». Основные персонажи эпоса: Шарвили — богатырь невероятной физической силы, неуязвимый, пока его ноги касаются земли; Кас-Буба — мудрый старец и сказитель эпоса, обладающий даром волшебства, ясновидения и необъятной памятью. Полный текст в современном его виде собран и литературно обработан в 1950-х годах поэтами Забитом Ризвановым (19261992 гг.) и Байрамом Салимовым (1929 г.). Впервые текст был издан на лезгинском языке отдельной книгой в Махачкале (издательство «Юпитер», 1999 г.). В 2008 году издательство «Лотос» в Махачкале выпустило и полный текст эпоса на русском языке в переводе Ризвана Ризванова, под редакцией писателя, профессора Ахеда Агаева.[3]

    Праздник Шарвили

    С 1999 года на малой родине героя эпоса, в селе Ахты ежегодно в последнюю субботу июня проходят празднества, посвящённые эпосу Шарвили. Организацией и проведением праздника руководит оргкомитет, возглавляемый Имамом Яралиевым. На праздник съезжаются представители муниципальных районов Южного Дагестана и Северного Азербайджана, населённых преимущественно народностями лезгинской группы. Также приезжают гости из других частей Дагестана, других субъектов Российской Федерации, а также гости из ближнего зарубежья.[4][5]

    Значение образа героя эпоса

    Лишённый чувства страха благодаря божественному предначертанию, Шарвили обладает недюжинной силой, ловкостью и смекалкой. Он без труда устраняет любую угрозу мирной, размеренной жизни своего народа, будь то набеги иноземных племён, в которых смутно угадываются исторические прообразы гуннов, скифов или римлян, или посягательства мифических существ из подземного и подводного миров. Образ Шарвили эволюционировал длительное время и символизирует бесконечную борьбу лезгин за свободу и справедливость. Не случаен и пропитан глубоким смыслом и трагический конец эпического повествования: одержав сотни побед, подпитывая свою небывалую силу тесной связью с родной землёй, Шарвили погибает, как только рвётся эта связь.

    Увековечивание памяти

    • В столице Республики Дагестан, городе Махачкала стоит памятник, посвящённый герою эпоса.
    • В родном селении Шарвили, Ахты в 2009 году была поставлена в его честь мемориальная ротонда.
    • Шарвили 2014 www.youtube.com/watch?v=SCV-b_68EGY
    • В городе Кусары (Азербайджан) одна из улиц города названа именем Шарвили.

    Примечания

    1.  [www.chernovik.net/news/396/CK/2010/07/02/10673 Проведение праздника Шарвили в 2010 году — газета Черновик]
    2.  [www.alpan365.ru/biblioteka/istoriya-online/po-aulam-dagestana/aulam-yuzhnogo-dagestana/ Поездка по аулам Южного Дагестана]
    3.  [www.gazeta-nv.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4181&Itemid=216 Шарвили: величальное слово сказителя — газета Настоящее время]
    4.  [www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=14187 Проведение праздника Шарвили в 2010 году — газета Дагестанская правда]
    5.  [www.chernovik.net/news/345/CK/2009/07/03/8992 Проведение праздника Шарвили в 2009 году — газета Черновик]

    Ссылки

    • [lezgichal.ru/sharvili/epos-sharvili-na-russkom-yazyke/ эпос Шарвили (на русском языке)]
    • [www.chernovik.net/news/447/POLITICS/2012/04/05/12177 Анализ эпоса Шарвили «Через эпическую героику к реальному героизму» Ахед Агаев — газета Черновик]
    • [www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=3713 Анализ эпоса Шарвили «Шарвили: два мира эпического героя» Михаил Вагабов — газета Дагестанская правда]
    • [www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=3932 Памятник народному герою — газета Дагестанская правда]
    • [www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=5422 Пьеса Государственного Лезгинского Музыкально-Драматического театра имени С. Стальского «Шарвили» — газета Дагестанская правда]

368940. Россия, Республика Дагестан, с. Кахабросо, E-mail: dagistan@mail.ru